0
4664
Газета Non-fiction Печатная версия

20.06.2019 00:01:00

Никто и Ничто едины

Про войны, гуманизм и Лимонова

Тэги: бодрийяр, гейдар джемаль, эдуард лимонов, одиссей, гуманизм, война


(бодрийяр, гейдар джемаль, эдуард лимонов, одиссей, гуманизм, война) Лимонов преображенный. Фото Интерпресс/PhotoXpress.ru

Книга Алексея Лапшина «Озарения» – это сборник философских и политических статей, чередующихся с художественными зарисовками. Она интересна в первую очередь тем, кто увлекается современной философией – от Жана Бодрийяра до Гейдара Джемаля. Алексей Лапшин прослеживает путь современного человечества от постмодернизма к постгуманизму через третью мировую войну.

«Уникальность новой войны в том, что ее конечная цель – не передел территории, а переход к принципиально иному миропорядку. Третья мировая – это мост между эпохой постмодернизма, окончательно завершающей цикл Нового времени, и постгуманистической стадией цивилизации».

Я вижу много пересечений со своими текстами («Записки материалиста»), но эти пересечения в первую очередь терминологические, а не смысловые. Например, Алексей оценивает постгуманизм негативно, тогда как я вижу его единственно подлинным, настоящим гуманизмом.

Лапшин прыгнул в современность с модернистским идейным базисом. «Несмотря на информационные войны, среди так называемых великих держав отсутствуют идеологически противоречащие друг другу проекты мироустройства», – утверждает он. Однако я уверена, что все крупные конфликты в современном мире имеют экономическую, а не мировоззренческую основу. Мне близка мысль автора о довлеющем тоталитарном бытии и принуждающей идее блага (у меня – счастья).

«В своих основах человеческое общество, по сути, копирует само бытие, то есть утверждает собственную самоценность и универсальность, приоритет общего над частным. Но главное в этом копировании – присвоение обществом якобы свойственного бытию блага. Именно через идею блага люди проникаются стремлением быть частью целого, в качестве которого презентует себя общество. Одновременно происходит шантаж возможностью быть отлученным от этого блага».

20-15-13_a2.jpg
Алексей Лапшин.
Озарения. – М.: Летний
сад, 2019. – 144 с.
Одним из интереснейших моментов книги является интерпретация мифа об Одисcее. «В этом в высшей степени символическом мифе центральной темой, конечно, является разотождествление личности со своим сугубо внешним проявлением» (я пишу о том же, когда говорю об Абсолютном Субъекте как о субъекте, избегающем идентификаций, «быть своей собственной Идеей» – так называю это я). «Нефиксируемость оказывается залогом освобождения. Называя себя Никто, герой не растворяется, не исчезает, а, напротив, усиливается. Не это ли Никто и было подлинным метафизическим именем Одисcея, которого он не понял и в результате был обречен на скитания? Ведь Никто Одиссея – это не обозначение пустоты, а утверждение чистой субъектности, находящейся вне общих определений и категорий. Никто, противостоящее Ничто и энтропии». Здесь я хочу заметить, что, по моему убеждению, Никто не противостоит Ничто, а является его радикальной манифестацией. Никто и Ничто – едины, можно сказать так.

Книга Лапшина состоит из философских эссе, коротеньких рассказов о жизни – здесь в пучину метафизики вбрасываются домашние животные, что неожиданно и умилительно.

Треть книги занимают воспоминания о членстве в Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова. Эти заметки – наблюдение изнутри политической структуры партии, дружбы и последующего конфликта Лимонова с либералами – Немцовым и другими – будут крайне интересны тем, кто изучает новейшую историю России.

Лапшин воспринимает вождя нацболов критически: «При всем своем уме, ироничности человеком он оказался совершенно немудрым. За короткий период с Лимоновым произошла поразительная трансформация. Блестящая личность превратилась в свою скверную самопародию. Из-под пера бывшего воспевателя восстаний хлынул вал истеричных, просто каких-то стукаческих статеек, написанных трясущимися от злобы руками. Пожалуй, ни один человек из тех, кто всю жизнь числился в бунтарях и революционерах, не заканчивал свой путь так скверно».

Далее Алексей Лапшин пишет о своем знакомстве с Гейдаром Джемалем – это, на мой взгляд, куда более мощная фигура, чем стремительно устаревающий Лимонов. Фигура во многом неоднозначная и недооцененная.

У Гейдара Лапшин отмечает наиболее интересную и мне идею финализма, где человек назначен Богом в качестве наместника в роли конца всех вещей, в центре которых поставлен. Здесь завуалированно речь идет не о чем ином, как о конце мира, реальности, бытия. Это слишком шокирующие вещи даже для циничной современной философии. Однако они должны прозвучать. Спасибо автору, что он смог рассказать доступным языком для широкой публики о таких сложных метафизических концептах. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Угроза "сирийского нашествия" обеспокоила Евросоюз

Угроза "сирийского нашествия" обеспокоила Евросоюз

Геннадий Петров

В Европе опасаются, что туда, как девять лет назад, хлынет поток ближневосточных беженцев

0
2969
Падение Дамаска поставило курдов под удар

Падение Дамаска поставило курдов под удар

Игорь Субботин

Северо-восток Сирии рискует превратиться в новый очаг конфликта

0
3386
Как на Мальте пытались остановить холодную войну

Как на Мальте пытались остановить холодную войну

Александр Братерский

Горбачев и Буш-старший заложили фундамент дома, который простоял довольно долго

0
6067
И кажется, что мы не подвели

И кажется, что мы не подвели

Корнелия Орлова

Проект Дмитрия Певцова, посвященный Году лейтенантской прозы

0
2752

Другие новости