О российских полярниках написаны целые библиотеки. Седов, Толль, Шмидт, капитан Воронин, четверка папанинцев, герои-летчики, участники челюскинской эпопеи (со времени ее завершения, кстати, недавно исполнилось 85 лет), экипаж ледокола «Красин» – о них в советское время слагались монографии и романы. Многие из знаменитых покорителей Севера сами оставили мемуары, полные драматизма и интереснейшего фактического материала. Эта литература всегда пользовалась большой популярностью у читателей.
Но и здесь существовали фигуры умолчания. Разумеется, нигде нельзя было прочесть об участии Александра Колчака в полярных экспедициях. Почти не упоминались в тогдашней литературе и моряки «Таймыра» и «Вайгача» – первых российских судов, прошедших Северным морским путем.
Со времен плавания Норденшёльда этот маршрут на протяжении 33 лет никто не отваживался повторить. Но в 1913 году из Владивостока в Архангельск отправились два ледокольных парохода – провести гидрографические исследования и изучить транспортный потенциал трассы. Одной навигации для перехода не хватило, пришлось устроить зимовку. Несмотря на тяжелые погодные условия и начавшуюся войну, путь оказался пройден. По ходу плавания были открыты новые острова, включая архипелаг Северная Земля (фактически это последнее крупное географическое открытие – с тех пор на карте мира не осталось белых пятен).
Зато на литературной карте Русской Арктики белым пятном стали биографии моряков, участвовавших в той экспедиции. И не мудрено. Командир парохода «Таймыр» – «русский Колумб» Борис Вилькицкий после революции служил в белом флоте, где получил чин адмирала; позже работал лоцманом в Конго и бухгалтером в Брюсселе. Судовой врач Эдуард Арнгольд был расстрелян в Крыму в дни красного террора. Командира «Вайгача» Петра Новопашенного эмигрантская судьба привела в шифровальный отдел немецкой армии. Один из участников плавания уехал в Эфиопию, другой стал сотрудником американской разведки... В общем, сплошная контрреволюция на полярном флоте. В итоге о двух славных кораблях писали, почти не упоминая имен командиров. Будто корабли сами по себе, как летучие голландцы, плыли по холодным морям.
Лишь недавно о «запрещенных» полярниках стали выходить исследования. А в 2018 году появилась книга, в которой воссозданы детали экспедиции и биографии ее участников, а также опубликованы мемуарные очерки моряков, отыскавшиеся в архивах и малодоступных эмигрантских журналах. Пусть и с большим опозданием, но храбрым первооткрывателям сегодня воздается должное. А ряд российских ученых и путешественников сегодня полагают, что открытому 105 лет назад моряками «Таймыра» архипелагу нужно вернуть первоначальное имя – Земля императора Николая II… Спорам об Арктике нет конца.
комментарии(0)