Павел Крусанов. Хождение по буквам. – М.: Флюид ФриФлай, 2019. – 224 с. (Книжная полка Вадима Левенталя). |
В книгу вошли эссе о литераторах прошлого и настоящего от Николая Гумилева до Романа Богословского. Первая часть – «Дистанция». В ней Крусанов обстоятельно рассказывает о поэтах и прозаиках, по разным причинам близких его сердцу. Помимо Гумилева, в разделе представлены Евгений Замятин, Борис Пильняк, Дмитрий Бортников, Наль Подольский, Марат Басыров, Василий Аксенов и Алла Горбунова. О каждом – ряд биографических фактов, разбор известных произведений и самое ценное в сборнике – личное. Автор вспоминает, как в 20-летнем возрасте за бешеные деньги купил у букинистов книгу полузапрещенного тогда Пильняка. Или высказывает пожелание, чтобы в Петербурге обязательно появился памятник Николаю Гумилеву. Кроме того, Крусанов рассуждает о происхождении мифов и легенд вокруг имен ушедших литераторов. Он объясняет, почему после 1921 года ходили слухи, что все тот же Гумилев на самом деле не был расстрелян, а просто навсегда уехал в Африку. Свежая рана – смерть прозаика Марата Басырова в 2016-м. Многие тогда писали, что Басырову было всего 43. Но цифра, распространенная в интернет-биографиях, оказалась ошибочной – автор книг «Печатная машина» и «ЖеЗеэЛ» появился на свет не в 1973-м, а в 1966 году.
Во второй части «Хождения по буквам» Крусанов движется «по свежему следу». Здесь имен существенно больше, а эссе становятся короче. Но эссе ли это? Значительное число текстов, составивших второй раздел, – отзывы о книгах, номинировавшихся в разные годы на премию «Национальный бестселлер». Автор, в свое время входивший в состав ее большого жюри, пишет о романах Евгения Чижова, Сергея Кузнецова, Александра Мелихова, Юрия Буйды и других писателей.
Есть тут и сборники рассказов, и нон-фикшен. Эти небольшие заметки можно было бы назвать рецензиями, вот только Крусанов – совсем не литературный критик. Скорее мы имеем дело с теми самыми «фигурными почеркушками» на полях, о которых он сказал в предисловии. Автор не пытается проводить глубокий анализ произведений, а лишь отмечает важные моменты и фиксирует мысли, которые приходили ему в голову по ходу чтения книг. В данном плане слова аннотации о мастере, оценивающем работы других мастеров, как нельзя кстати: думаю, многим, и в частности молодым прозаикам, было лестно, что на их труды обратил внимание опытный писатель. Особенно значимо это сегодня, когда пишут чуть ли не все, наименований книг полно, вот только тиражи говорят о том, что в большинстве случаев каждый внимательный читатель – а Крусанов в «Хождении по буквам» именно таков – теперь на вес золота.
комментарии(0)