Александра Прегель. Автобиография души… Воспоминания. Живопись. Графика / Сост. Ю. Гаухман, А. Рюмин. – М.: Русский путь, 2018. - 184 с. |
Иногда отзвуки творческой деятельности представителей русской эмиграции далеко не сразу доходят до родины. В частности, это можно сказать о замечательной художнице Александре Николаевне Прегель. Популярность ее у нас невелика. Другие представители этого славного семейства известны гораздо больше. Например, историки хорошо знают ее отца Николая Авксентьева, видного политического деятеля первой четверти ХХ века, бывшего министром внутренних дел в составе Временного правительства Керенского. Вторым мужем ее матери был критик Михаил Цетлин, чей дом в Париже являлся одним из «пунктов» притяжения русской эмиграции и французской богемы. В литературных кругах с большим пиететом относились к поэзии Софии Прегель, сестры мужа Александры Николаевны. Сама же художница начисто была лишена тяги к саморекламе, ее имя оставалось в тени.
И тут – не было ни гроша, да вдруг алтын. Издан обширный сборник, куда вошли и мемуары Александры Прегель, и многочисленные репродукции ее живописных и графических произведений. Составители – Юлия Гаухман и Александр Рюмин. Логично, что презентация новинки состоялась в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына.
Предваряет альбом статья душеприказчицы и хранительницы ее архива Юлии Гаухман. Она кратко характеризует членов семейства Александры Николаевны, описывает биографию художницы, этапы становления ее мастерства. Вот Гаухман рассказывает о переезде Александры Николаевны из Франции в США в 1940 году. Нью-Йорк к тому времени стал новым мировым центром искусства. Прегель нужно было доказать свою творческую состоятельность, и к своей первой персональной выставке она подготовила 36 новых полотен. «Среди тем и сюжетов представленных работ неожиданно для тех, кто был уже знаком с ее довоенным творчеством, появилась новая тема – тема боли, трагедий и несчастий, выпавших на долю ее современников. Никакие новейшие течения не поколебали вдруг возникшей потребности художницы перенести на полотно сердечную боль за тех, кого настигла беда, будто в ней пробудились ранее дремавшие силы сострадания к трагической судьбе человека и талант сочувствия и сопереживания чужой доле».
Александра Прегель. Без названия. 1950-е годы. Иллюстрация из книги |
Самое важное в сборнике – обширный иллюстративный ряд. Гаухман и Рюмин не только сделали максимально полную подборку живописных и графических работ Александры Николаевны. Они дополнили ее редкими фотографиями, имеющими отношение к семейству Прегель, а также рисунками других популярных мастеров. Таких немало, достаточно сказать, что портреты красавицы «бенефициантки» рисовали Лев Бакст и Диего Ривера.
комментарии(0)