Широки природные просторы, но поэтические – еще шире. Фото Андрея Щербака-Жукова
|
Есть устойчивое мнение, что хорошие стихи не нуждаются в комментариях. Однако это мнение распространяется только на автора стихов и никоим образом не ограничивает читателей и критиков в обсуждении, толковании, собственном прочтении и оглашении мнения по поводу стихов, представленных поэтом. То есть автору не полагается, а литературоведу разрешено и всячески поощряется.
Всегда интересно знать: что имел в виду поэт, когда написал так-то и то-то, почему не иначе, какие события или впечатления отражены в стихотворении, каким путем шло поэтическое мышление, которое привело к открытиям, прозрениям? Что было причиной, что следствием? И литературоведение активно занимается разбором стихотворений, их комментированием. Но обычно такие исследования проводятся в отношении ушедших авторов, которые уже не могут дать комментарий, и он создается постфактум на основании имеющихся сведений, зачастую очень скромных.
В истории литературы, однако, имеются и примеры обратные, когда поэты сами создавали комментарии к своим сочинениям. По этому поводу исчерпывающими являются слова Державина: «Все примечатели и разбиратели моей поэзии, без особых замечаниев, оставленных мною на случай смерти моей, будут судить невпопад». Первый краткий комментарий он создал в Званке в 1805 году, более подробные объяснения к стихам, раскрывая их природу, продиктовал в 1808-м.
Щербова так объясняет причины, подтолкнувшие ее к публикации комментариев к своим стихам: «Только поэт в полной мере понимает свои стихи. Ему известно, какая многоярусная конструкция из душевных порывов, путаных мыслей, сонного безделья и бессонных трудов, направленных поисков и ослепительных случайностей является корнем аленького цветочка – стихотворения». Автор рассказывает в книге, что желание фиксировать этапы поэтического труда возникло постепенно из понимания поэзии, способности оценить чужие и свои стихи, видеть их конструкцию – существенные и вспомогательные элементы, осмысленно работать над их усовершенствованием. Идея собрать такую книгу возникла в 2010 году.
Галина Щербова. Система случайностей (Этюды о стихосложении). – М.: Кругъ. 2018. – 256 с.
|
Комментарии к стихотворениям имеют дневниковый характер, выстроены хронологически. Это искренний, интересный и серьезный рассказ о творчестве, не лишенный самоиронии: «…записи о работе над стихами включают много нелепого, смешного, даже смехотворного, – что неизбежно возникает при лихорадочном поиске версий. Иногда рифма берется, какая попало, лишь бы удержать ритм и перепрыгнуть через досадное препятствие к брезжущим впереди строкам. Потом она заменяется достойной, но память о первом варианте остается, вызывая улыбку, иногда веселую, иногда скептическую».
Книга свободна от сухих литературоведческих постулатов, от всего, что можно почерпнуть в учебниках, она едва ли может быть руководством к действию для других поэтов как совершенно личный подход к поэтическому искусству. Однако несомненным ее достоинством являются глубокие рассуждения о поэзии, выношенные автором в процессе осмысления работы над стихами: «Главное преимущество поэтического высказывания перед всеми прочими, его высшая ступень – несказанное. Оно таится в том настроении, которое невольно охватывает при чтении стихотворения. Настроение не описывается, а вызывается… Настроение – открывающийся простор, а точные слова лишь фиксируют его вершины и дали. Поэтическое волшебство именно здесь».
комментарии(0)