И меньшевики, и большевики, и Временное правительство – все мечтали переманить матросов на свою сторону. Фото © РИА Новости
Писатель-маринист, капитан 1 ранга Владимир Шигин написал книгу в научном стиле. В ней исследуются исторические события, происходившие с марта 1917 года по декабрь 1917 года в городах Гельсингфорсе, Кронштадте, Петрограде и Севастополе. Автор пишет, что основная цель данного труда – показать, кем были революционные матросы в реальной, а не мифологизированной истории, что «натворили» и чем прославились в действительности. Владимир Шигин напоминает нам о том, что нельзя романтизировать революцию и что она не бывает «бескровной».
В произведении три направления исследования: про борьбу революционных партий (анархистов, большевиков, меньшевиков, эсеров) за управление Кронштадтской республикой; о жизни революционных матросов; о независимой политике республики. Шигин пишет, что матросы вели себя как «банда анархистов»: «Команды кораблей называли себя «братвой», занимались пьянством, грабежом, убийствами, митинговали, ходили на собрания, демонстрации, отправляли агитационные делегации на Черноморский флот». Матросскую массу на свою сторону пытались склонить почти все – например, анархист Всеволод Волин, председатель Временного правительства Александр Керенский, большевичка Александра Коллонтай, вице-адмирал Александр Колчак, меньшевик Николай Чхеидзе, Ленин... Кронштадтская республика в 1917 году вела независимую политику: в июле республика совершила неудачную попытку свергнуть Временное правительство, в августе подавила Корниловский мятеж, в середине октября отразила нападение немцев, 25 октября свергла Временное правительство.
Владимир Шигин. Матросская революция. – М.: Вече, 2018. – 384 с. |
Книгу можно смело отнести и к художественной, и к научно-популярной литературе. В тексте много дат, выдержек из документов: постановлений, приказов, резолюций, цитаты из мемуаров (воспоминания революционера, первого народного комиссара по морским делам РСФСР Петра Дыбенко, дипломата Федора Раскольникова); приводятся данные статистики. При этом книга не перегружена терминами.
Резюмируя, можно сказать, что по всем направлениям исследования Шигин пытается доискаться правды. Его суждения непредвзяты. Восстанавливая реальный ход событий (скажем, на примере убийства контр-адмирала Петра Владиславлева), приводя ранее неизвестные факты (об июльском путче, о сражении за Моонзундский архипелаг), автор показывает неромантизированный образ матроса и восстанавливает историческую справедливость.
комментарии(0)