Существует ли краеведение в чистом виде? Этот вопрос давно не дает покоя и ученым, и путешественникам. Ведь познание какой-либо местности неизбежно распадается на различные научные направления. Краеведы любят писать и говорить о памятниках архитектуры – но это ведь раздел искусствознания. Ландшафтами занимаются геологи и географы, древними городищами – археологи. Инженерными сооружениями ведает история техники. Легенды и предания различных краев изучают фольклористы.
Места, посещавшиеся знаменитыми писателями, – епархия историков литературы. И каждый классик задает исследователю свои особенные загадки. Так, путешествие по тургеневским местам невозможно без консультаций охотоведа. Интересуешься маршрутами Гумилева – зови на помощь африканиста. При изучении странствий Пришвина (он, кстати, был профессиональным краеведом) необходимо хоть немного разбираться в биологии, почвоведении, метеорологии. Занимаясь же Венедиктом Ерофеевым, нужно быть настоящим энциклопедистом.
Любого краеведа способна свести с ума биография этого писателя. На карте его маршрутов – десятки городов бывшего Союза: от Кольского полуострова до песков Средней Азии, от белорусских лесов до донецкой степи. Автор поэмы «Москва – Петушки» немало скитался по стране – без постоянной работы, прописки, военного билета, а временами даже и без паспорта. Однажды чуть было в Афганистан не попал (не солдатом, а в качестве рабочего-кабельщика). А уж Москва, Подмосковье и Владимирская область прочесаны им вдоль и поперек. Воистину «блуждающая судьба». Об этом правдиво пишут в недавно вышедшей биографии «Венедикт Ерофеев: посторонний» литературоведы Олег Лекманов, Михаил Свердлов и Илья Симановский.
В книге среди многочисленных ерофеевских адресов Москвы авторы упоминают и ГЭС-2 на Болотной набережной. Там писатель в 70-е годы недолгое время работал вахтером. Ныне это здание дореволюционной постройки поменяло профиль: его превращают в музей современного искусства. Реконструкция идет полным ходом. Мог ли предположить создатель бессмертной поэмы, что взамен трансформаторов и генераторов, которые он бдительно охранял, здесь когда-нибудь разместят инсталляции и концептуальные объекты, станут проводить круглые столы о творчестве авангардных художников, композиторов и писателей? И еще интересно: когда откроется музей, установят ли памятный знак о пребывании в этих стенах одного из творцов актуального русского искусства?
комментарии(0)