Поход за пивом. На Цветном бульваре.
Фото Владимира Сычева. 1976. Иллюсстрация из книги |
Как заметил на презентации альбома его дизайнер Константин Еременко, создание ретроспективного фотовзгляда на жизнь первого русского экспрессиониста Анатолия Зверева осложнялось прежде всего противоречием, идущим из концепции его творчества: для Зверева реальность была не в фотографических изображениях, а в его этюдах, акварелях, рисунках. А тут в руках дизайнера оказался огромный фотоархив, и его герой – один человек. Как пишет составитель Наталья Волкова, «в альбоме есть фотографии, созданные выдающимися художниками-фотографами Игорем Пальминым и Владимиром Сычевым. Здесь собраны снимки из архивов Георгия Костаки <...> зверевских друзей Владимира Немухина и Дмитрия Плавинского <...> А есть простые любительские, но не менее замечательные снимки…». Всю эту массу нужно было «слепить», «сформовать», «пропитать» сценарием, режиссурой.
И правда, получился «театр». Фотографии распределены на главы-«акты», отталкивающиеся от высказываний самого Зверева. (Кое-где, в местах, где возникает «перекличка», – вставки живописных работ.) Ощущение театра возникает и благодаря богатой мимической палитре героя, динамике его движений и поз. Вот он задремал на диване, вот выпятил губы, сморщился над рисунком, вот в застолье, с рюмкой, подмигивает, обнимается с друзьями. Перед нами действительно в некотором смысле лицедей, паяц, даже шут и юродивый со смешными ужимками, с чудным одежным «реквизитом»: нелепыми кепками-блинами, растянутыми кофтами, мятыми громоздкими плащами и пальто. Стиль этот, как известно, рождался из отрицания стиля: Зверев никогда не придавал значения внешнему виду, охотнее носил одежду не новую, с чужого плеча.
В «прологе» «Я завтра буду не таким, как сегодня» – лучшие выразительные фото Зверева – то задумчивого, то дурачащегося, ухмыляющегося, подмигивающего. Что логично, дизайнер дает вставки с двумя живописными автопортретами (один 1983 года – незадолго до смерти, другой ранний – 1956 года). В итоге складывается двойственный «перемигивающийся» образ – то мерещится шальной чудодей Гришка Распутин, то (и сходство современники подмечали) Веничка – герой поэмы Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки». Особенно явственно это ощущаешь, когда видишь его в электричке или на фото, где он несет в авоське трехлитровую банку пива. В «акте» «Дружба – явленье неясное» – Зверев в компании друзей на выставках, в
Театр одного художника.
Анатолий Зверев. 1960–1980-е. Фотоальбом / Сост. Н. Волкова, дизайн – Константин Еременко – М.: AZ Muzeum, 2018. – 256 с. |
мастерских, просто на кухне – с Владимиром Немухиным, Дмитрием Плавинским, Николаем Вечтомовым, с меценатом-благодетелем Георгием Костаки. На групповых снимках он частенько держится как бы в стороне, что подчеркивает его нонконформизм в квадрате. Ведь Зверев со своим образом жизни и жизнетворчества «выламывался» даже из андеграунда. В главе «Хоровод русалок» – художник с «дамами сердца»: женой Люсей Назаровой, с Наталией Шмельковой и другими. Отдельный «акт» «Я преклоняюсь пред тобою…» посвящен отношениям с Оксаной Асеевой – вдовой поэта Николая Асеева, музой поэтов Серебряного века. И только потом – герой в моменты творчества. Как известно, Зверев работал шокирующим методом, беспорядочно выливая и разбрызгивая краски, делая палитру на самой кисти; если по рисунку проходила грязными лапами собака, то считалось, что все правильно – она добавила свой штрих; образ «проявлялся» буквально в последние секунды. В альбоме отражен и немудреный быт, и походы в лес, и игра в шашки (художник был отличным шашистом). И кода – юность, ремесленное училище. Именно во время работы маляром в парке «Сокольники» его цветных петухов заметил актер Александр Румнев, первым его на всю Москву и прославивший.
комментарии(0)