Одно из «лиц» абвера – Эльяс Базна «Цицерон». Кадр из видео British Pathe. 1962
Обыватели представляют деятельность военной контрразведки Красной армии (Смерш) по таким книгам (а чаще их экранизациям), как «В августе 44-го…» или «Путь в «Сатурн». И хотя оба произведения имели под собой некоторую реальную историческую основу (у абверкоманды 103, включавшей в себя ряд разведывательных групп и школ, был позывной «Сатурн»), это в первую очередь художественные произведения. То же самое можно сказать и про обывательское восприятие противников Смерша. Разведка гитлеровской армии абвер) прочно ассоциируется с одним из ее агентов Эльясом Базной «Цицероном», служившим камердинером английского посла в Анкаре. Точнее, с его образом в киноэпопее «Освобождение». В фильме актер Фред Александер (Базна) то ли поддельным ключом, то ли отмычкой лихо вскрывает сейф своего патрона, чтобы завладеть секретными документами. В реальности ценность этого шпиона (с которым немцы расплачивались фальшивыми фунтами стерлингов) вызывает у историков серьезные сомнения.
Поэтому книга Владимира Макарова и Андрея Тюрина, основанная на рассекреченных документах, не может не вызывать удовлетворения.
Включенные в нее исследования рассказывают об основных подразделениях абвера, Главного управления имперской безопасности и СС, противостоящих Смершу. Много внимания также уделяется коллаборантам, которых в равной степени массово использовали в качестве диверсантов и разведчиков как военные (отдел «Иностранные армии – Восток»), так и партийные (действовавшее по линии РСХА предприятие «Цеппелин») структуры.
Естественно, большая часть работ посвящена конкретным противостояниям, в которые вылилась борьба разведок. Они повествуют как об известных операциях («Монастырь», «Березино»), так и о менее изученных («Кварц», «Неон», «Камса»), в частности связанных с нейтрализацией деятельности союзнической гитлеровцам финской разведки («Квартет»).
Владимир Макаров,
Андрей Тюрин. Смерш: Война в эфире, 1942–1945. – М.: Русский путь, 2018. – 888 с. |
В числе тем рассматриваются неудачное покушение на Иосифа Сталина Петра Таврина (Шило) и провал попытки организовать повстанческое движение в Калмыкии.
Не менее интересны сюжеты, не связанные напрямую с темой книги. Так, например, в работе рассказывается, как все тот же Таврин вскрыл оппозиционную нацистам группу русских эмигрантов в Белграде. И в этой связи приходится с сожалением отметить, что авторы исследования не всегда критически относятся к изучаемым документам. Вот пример, связанный с Тавриным. В данных им на следствии показаниях, касающихся «югославского» периода своей деятельности, он утверждал, что русские эмигранты на Балканах были осведомлены о готовящемся маршалом Пьетро Бадольо свержении Бенито Муссолини. Возникает вопрос: откуда у изгнанников, живущих в Белграде и не связанных с итальянскими военными и политическими элитами, такая информация? Если бы они действительно об этом знали, то в самой Италии грядущий переворот был бы секретом Полишинеля, в том числе и для дуче, который в таком случае не преминул бы принять соответствующие меры безопасности.
В чем заключались причины поражения нацистских разведывательных и диверсионных структур?
Исследователи справедливо отмечают, что имела место «ставка руководства германской разведки на массовость, в ущерб качеству подготовки разведчиков-диверсантов». Кроме того, «как видно из трофейных материалов немецких разведывательных органов, противник не уделял достаточного внимания получению сведений о руководителях советских спецслужб. На первый план в абвере ставились получение информации разведывательного характера и проведение саботажа, диверсий в прифронтовой полосе и глубоком тылу».
А масштаб противостояния действительно впечатляет: иногда единовременно велось до 70 радиоигр. Впрочем, как и результаты «Большой игры».
комментарии(0)