Иллюстрация из книги
Три основные темы этой книги: история Ирана (Персии) с середины 1920-х до 1947 года, полная драматизма хроника советско-иранских отношений того же периода и подробный рассказ о самой Тегеранской конференции, начиная с подготовки и до действий вождей антигитлеровской коалиции и принятия итоговых документов. Описаны также поставки по ленд-лизу через «персидский коридор», борьба за контроль над нефтяными месторождениями.
Как Персия стала Ираном? И почему 22 марта 1935 года произошло это переименование? Автор книги, ранее написавший бестселлер «Персия. История неоткрытой страны», показывает, что для тогдашнего правителя это было поистине важнейшее символическое решение. Реза-шах официально обратился в Лигу Наций с просьбой отныне именовать его страну не «Персия», как раньше, а «Иран». Основатель династии Пехлеви стремился проводить культурно-идеологическую политику под лозунгом «возврата к былому величию», и одним из направлений было обращение к легендарному прошлому, ко временам Сасанидской державы – Иранской империи.
Среди тех, кому в книге уделено внимание, – Абулькасим Ахмедзаде Лахути, известный иранский и таджикский поэт и общественный деятель. Он в 1922 году уехал из Персии в СССР, стал коммунистом и одним из известных советских литераторов. До наших дней дошла его переписка со Сталиным. Одна из глав посвящена иранцам, во время Большого террора ставшим врагами народа.
Далее следуют события уже Великой Отечественной войны. Это и переговоры Сталина с английским руководством по проблеме немецкой агентуры в Иране, ввод советских и английских войск в августе 1941 года, организованный несмотря на тяжелое положение на советско-германском фронте. Насколько действительно в Иране была сильна немецкая агентура?
…Еще в октябре 1914 года лейтенант Нидермайер был отозван с Западного фронта в Берлин, где командование поручило ему (хорошо знавшему местные традиции) организацию секретной миссии на Востоке, направленной против англичан. После возвращения на родину в марте 1917 года принятый императором Вильгельмом II Нидермайер был награжден орденом за операции в Афганистане и Персии. В 1920-х – начале 1930-х годов занимался организацией советско-германского военного сотрудничества, в том числе подготовкой школ по обучению германских офицеров (по условиям Версальского договора на побежденную Германию были наложены ограничения по формированию армии). В Советском Союзе общался с государственной, партийной, военной элитой страны – Радеком, Рыковым, Тухачевским, Уборевичем, Блюхером, Якиром… Во время Большого террора на московских процессах не раз звучало имя Нидермайера как организатора заговоров. В ряде источников, посвященных истории разведки, именно его называют одним из лучших специалистов по разведке первой половины XX века.
Алекс Бертран Громов.
Тегеран-43. «Большая тройка» на пути к переустройству мира. – М.: Вече, 2018. – 368 с. (Всемирная история). |
Так что неудивительно, что в Иране была создана обширная сеть агентов. История возможной подготовки покушения на «большую тройку» рассмотрена в книге подробно во всем многообразии версий. Анализируется деятельность в Иране знаменитого диверсанта Отто Скорцени, немецкого консула в Тебризе и одновременно нелегального агента абвера Шульце-Хольтуса, «германского Штирлица» Майера. Подробно описана работа советской разведки по обеспечению безопасности Тегеранской конференции и ее сотрудничество с английскими спецслужбами.
В издании изложен и один из малоизвестных, но значимых эпизодов конференции – принятие декларации по Ирану. Этому предшествовало обращение иранского правительства к участникам встречи лидеров. «В последний день работы Тегеранской конференции министр иностранных дел Ирана Сайед передал меморандум Народному комиссару иностранных дел Молотову, министру иностранных дел Великобритании Идену и в отсутствии госсекретаря США Хала послу США в Иране Дрейфусу. В тексте меморандума правительство Ирана обращало внимание руководства союзников на участие Ирана в деле разгрома общего противника, и обращало внимание на те трудности, которые приходится испытывать иранскому народу в военных условиях». Также в тексте меморандума была выказана уверенность иранского правительства, что союзные державы своевременно снимут все существующие в данное время ограничения на деятельность иранских властей и передадут Ирану, с учетом всех компенсаций, те средства и ресурсы, которые сейчас временно находятся в их руках. В меморандуме подчеркивалось: «Правительство и народ Ирана, воспользовавшись тем, что три великие державы собрались здесь в Тегеране, ожидают, что, учитывая все вышесказанное, участники конференции примут декларацию, подтверждающую еще раз те добрые к нам намерения, которые до этого неоднократно декларировались как устно, так и письменно».
В ответ на меморандум, после того как оперативно были проведены экстренные переговоры между министрами иностранных дел СССР и Англии при участии специального представителя президента США генерала Харлея, представители союзников подготовили, а главы СССР, Англии и США подписали соответствующую декларацию по Ирану на своем последнем ночном заседании 1 декабря 1943 года.
При рассмотрении взаимоотношений СССР и Ирана приводятся многочисленные примеры документов, дипломатических нот, сообщений послов, министров и наркомов, высокопоставленных чиновников иранского МИДа, выдержки из стенограмм переговоров.
комментарии(0)