Споры об Октябре не утихают до сих пор.
Фото Владимира Захарина |
В очень многих изданиях русской эмиграции, а после перестройки, естественно, и в российских статьях и исследованиях беспрерывно задавался вопрос: а почему же случились события 1917 года? Как «слиняла» за столь короткий срок империя с тысячелетней историей и, конечно, кто был в этом виноват? Монархисты клеймили кадетов и либеральную интеллигенцию, свергнувшую императора, те отказывались каяться. Но миллионы российских изгнанников, глядя в чужое небо, не могли не думать о том, как же это случилось. И зачем их занесло за тысячи километров от родной земли, и за что погибли их близкие и друзья, как и миллионы других соотечественников, несчастливо родившихся в ту эпоху.
Все это выразил поэт русского Парижа Георгий Иванов: «И сорок лет спустя мы спорим,/ Кто виноват и почему/ Так, в страшный час над Черным морем,/ Россия рухнула во тьму».
Прошедший год ознаменовался множеством фильмов, форумов, статей и книг, так или иначе посвященных этим «проклятым» проблемам. И одним из самых заметных событий стала международная научно-просветительская конференция «1917 год в истории и судьбе российского зарубежья», состоявшаяся в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына.
Сам Александр Исаевич, как известно, приступил к многотомной эпопее «Красное колесо» с целью прежде всего показать и объяснить феномен 1917 года. Участники конференции часто в своих докладах возвращались к его оценкам.
Докладчиков было много. Они представляли Москву, Санкт-Петербург, Смоленск, Казань, Екатеринбург, другие российские города. Более чем представителен был ряд иностранных исследователей. Они приехали из Швейцарии, США, Великобритании, Чехии, Словакии, Италии, Франции, Бразилии, Аргентины, Новой Зеландии. Рассказывали о новых архивных находках, о судьбах наших соотечественников за рубежом, о той роли, которую сыграли русские эмигранты в жизни принявших их стран. И, конечно, о том, как они объясняли причины своей трагедии.
Вышедший том материалов конференции составила Марина Сорокина, историк науки. Начинается книга стенограммой открытия конференции, где директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин рассказал о том, как 1917 год до сих пор отзывается в нашей жизни. Он вспомнил, что Солженицын сформулировал национальную идею как «сбережение народа». Эти слова в свое время произнес в беседе с Екатериной II граф Иван Шувалов. Москвин считает, что впервые как идеологический постулат понятие «сбережение народа» ввел Михаил Ломоносов.
В издании представлено более 50 статей, основанных на докладах конференции. Постараемся хоть как-то их обобщить.
Важная тема сборника – это тема вины. Интересный материал о том, что виделось первопричиной российских бедствий эсерам, представил казанский исследователь Алексей Суслов. Оказывается, социалисты-революционеры совсем не собирались каяться, а винили революцию исключительно в том, что «трудящийся класс» не достиг необходимой степени зрелости. Лидер кадетов Милюков, один из главных авторов Февральской революции, согласно сообщению исследовательницы из Санкт-Петербурга Людмилы Лисенковой, во всем обвинял Керенского. Но его соратник, адвокат Василий Маклаков был одним из немногих, кто считал, что своей непримиримостью к царю кадеты открыли дорогу Ленину.
1917 год в истории и судьбе
российского зарубежья: Международная научно-просветительская конференция. Москва, 26–28 октября 2017 года / Сост. М.Ю. Сорокина. – М.: Вифсаида; Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, 2018. – 704 с. |
Яростные споры об отношении к Октябрю и новой власти, пришедшей в Россию после Гражданской войны, буквально раскалывали эмиграцию. Об этом свидетельствует статья другой представительницы Северной столицы, Марии Кротовой «Раскол: харбинская эмиграция и русская революция». Так, к примеру, историк Николай Устрялов считал, что большевики в конце концов спасли государство от хаоса, а бывший премьер правительства братьев Меркуловых во Владивостоке Василий Иванов отзывался о коммунистах кратко: «Мировая пошлость».
Интересно, что в эмигрантском Харбине были очень сильны советские настроения. 7 ноября считалось выходным днем.
Истории русских изгнанников в Китае отдана значительная часть сборника. Мы можем прочесть о том, как трудно было получить гражданство в основных центрах русского рассеяния – Харбине, Шанхае, Тяньцзине. Благовещенский исследователь Олег Цмыкал в своей статье, цитируя воспоминания русских эмигрантов с Дальнего Востока, показывает, что в основном они воспринимали 1917 год как трагедию, навсегда расколовшую их жизнь.
А еще можно прочесть о российских изгнанниках в Сербии, Словакии, Парагвае и даже Новой Зеландии, о просветителе митрополите Антонии Сурожском и о многом, многом другом.
комментарии(0)