Евгений Климов. А.И. Солженицын.
Иллюстрация из книги |
Я впервые услышал о нем еще в 1989 году, когда поступил работать в Советский фонд культуры. Вдохновленные перестройкой и тем, что фонд возглавляли Дмитрий Лихачев и супруга реформатора Раиса Горбачева, многие русские эмигранты приняли решение передать сохраненные ими реликвии в Россию. Среди таких был и Евгений Евгеньевич – художник, реставратор, иконописец, мемуарист, человек, служивший России и ее культуре всей душой. В Псков, которому он отдал столько сил и времени, Климов передал через Фонд культуры более сотни своих работ. В Петергоф – 18 рисунков и акварелей Александра Бенуа и одну картину Зинаиды Серебряковой. Именно это собрание стало основой Музея семьи Бенуа. А в сам Советский фонд культуры передал несколько эскизов Добужинского, с которым очень дружил в последние годы жизни сценографа, и портрет кисти Сурикова, на котором художник воспроизвел образ своей ушедшей жены.
Через некоторое время пришла страшная новость: 29 декабря 1990 года, не дожив полгода до своего девяностолетия, Евгений Евгеньевич Климов разбился в автокатастрофе под Монреалем.
Жизнь его прошла в Латвии, Германии и Канаде. В детстве он успел поучиться в питерской гимназии. Затем в его судьбу вошла Рига. Одна из главных страниц жизни была открыта в конце 20-х годов, когда Климов уже окончил Рижскую академию художеств. Тогда в СССР еще пускали соотечественников из «буржуазных» прибалтийских стран, и молодой русский художник сумел увидеть ряд городов своей бывшей родины. Псков, Троицкий собор, иконы, Изборск, старинные церкви просто перевернули его. Климов неоднократно ездил в Псково-Печерский монастырь, бывший тогда не на территории СССР, и все больше вырабатывал собственный, суровый, аскетичный стиль. Его альбом литографий «По Псковскому краю» вызвал восторг у таких людей, как Иван Ильин, Александр Бенуа, Иван Шмелев.
В 1942 году была создана Православная псковская миссия, деятельность которой по-своему показал в своем фильме «Поп» Владимир Хотиненко. В условиях немецкой оккупации и полного контроля нацистов ее участники старались хоть как-то облегчить жизнь советских военнопленных и способствовать возрождению православия. Климов к тому времени был снят фашистами с должности замдиректора Рижского городского музея и хотел хоть как-то поучаствовать в русской жизни.
Валерий Сергеев.
Евгений Климов. Художник-реалист русского зарубежья. 1901–1990. – М.: Русский путь, 2018. –160 с. |
Именно тогда он и задумал написать икону для Псковского Троицко-Сергиевского монастыря, которая будет помещена в надвратной нише. Эскиз был им создан в Риге. Затем набросок был переведен в мозаичную технику и отправлен в Псков. Дело было уже после войны, и Климов находился в Баварии. Он очень долго ничего не знал о судьбе своего детища. А мозаичная икона хранилась в Троицком соборе и лишь в 2003 году, в дни празднования 1150-летия первого упоминания Пскова в летописях, была торжественно установлена над входом в Псковский кремль.
Затем была Прага. Реставрация икон в Археологическом институте имени Н.П. Кондакова, где наряду с расчисткой знаменитого образа «Спас», происходившего из собрания московского купца Сергея Солдатенкова, а также других икон Климов всеми силами препятствовал вывозу русских реликвий в Германию. Затем было бегство в американскую зону оккупации, полуголодная жизнь в Баварии и Канада.
Здесь с неослабевающей энергией он продолжает работать, и наряду с бесчисленными живописными и графическими работами мастер все больше и больше становится «пропагандистом» русского искусства. Он пишет статьи и выступает с бесчисленными лекциями, где яростно отстаивает значение художественного наследия своей родины. В Европе, США и Канаде проходили выставки его работ, вышла книга «Русские художники». Именно Климов подготовил первое издание «Воспоминаний» Мстислава Добужинского. И до последнего дня он был в постоянном движении. Даже в последний свой день ехал, чтобы читать лекцию о русском искусстве в эмигрантском обществе «Отрада».
И вот наконец увидела свет книга Валерия Сергеева о нем. К великому сожалению, искусствовед Валерий Сергеев, автор замечательной книги об Андрее Рублеве, в свое время вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей», ушел из жизни через несколько недель после окончания работы.
Книга скорее напоминает семейный альбом, потому что в ней очень много фотографий и воспроизведений рисунков, картин и литографий Климова. Материалы эти предоставил сын художника, историк русской философии Алексей Евгеньевич Климов, ныне живущий в Нью-Йорке. В конце приложены впервые публикующиеся записи из дневников, которые Евгений Евгеньевич вел во время поездки на Святую землю в 1964 году. В своем слове, как и в изобразительном искусстве, мастер всегда был очень точен и искренен.
комментарии(0)