Шаман – в чем-то тоже психиатр. Фото Pixabay |
В аннотации высказана мысль, наповал сражающая человека без модного некогда психологического образования: цикл Карлоса Кастанеды об исследованиях измененного сознания актуален в психотерапии. Американский практикующий психолог Дональд Ли Уильямс написал исследование в 1981 году, в начале 90-х оно выходило на русском языке в вульгарной мягкой обложке, давно стало библиотечной редкостью. Но по тому, что оно переиздано сейчас в твердом переплете и солидном оформлении, можно предположить, что его описание «пути знания» в сообществе мозгоправов считается авторитетным.
Можно также предположить, что молодость доктора Уильмса пришлась на тот период, когда популярность Кастанеды, а также изменяющих сознание, вредных и запрещенных средств в молодежной среде оставалась высокой. Сопоставить эти труды с классическим психоанализом и юнгианством представляется делом естественным. Но для того чтобы использовать Кастанеду в качестве практического руководства в относящихся к медицине практиках, нужна определенная смелость. Оказывается, то, что мы всегда считали литературой, что определено во времени, классифицировано и исследовано критикой, есть медицинский учебник.
«Какие же душевные раны могут излечить волнующие образы этих историй? – вопрошает доктор Уильямс. – Как нам следует понимать раскрывающиеся образы мира дона Хуана, чтобы достойно и без жалкой имитации мы могли бы интегрировать их в нашу урбанизированную жизнь?» Вопрос о том, зачем нам их интегрировать, не стоит. Автор выкрутил нам руки: «Социальные и религиозные устои прошлого… больше не дают нам духовной пищи. Сегодня для многих людей традиционные религиозные скрепы, устои семьи, социальные и политические проблемы жизни заменены психотерапией». Покончив с этой новостью, доктор переходит к анализу личности Карлоса Кастанеды. «Здесь мы, как в зеркале, можем обнаружить многое, составляющее нас самих: утрату самооценки, озабоченность силой, страх близости, предпочтение информации перед знанием, неспособность доверять своему собственному переживанию, чрезмерная зависимость от интеллекта и в конечном итоге – пренебрежение своими собственными лучшими качествами». Весь этот, простите за двусмысленность, комплекс зовет нас искать мудрости у дона Хуана. Мудрость гласит: все мы делимся на четыре группы: обычные люди, охотники, воины и видящие. Обычный человек становится добычей зверя бессознательного, будучи побежден страхом. Охотник зверя не боится, он старается постичь, в чем же заключается его бессознательное желание. Воин не только наблюдает свое бессознательное, но и активно в нем участвует с помощью воображения, проще говоря, сражается со зверем. «Видящий предвидит те трудности и опасности, с которым сталкивается воин; видящий направляет свою жизнь с помощью того, что он видит». Карлос – психологический охотник, на пути знания становящийся воином. Опираясь на это утверждение, Дональд Уильмс делает заключение, что он еще и шаман: ведь в древности земледельцы и скотоводы, в обществах которых чувство индивидуальности было подавлено, выбирали себе священников, а охотники и собиратели – шаманов, путешествовавших по другим мирам. Священник рукополагается через традицию, а охотник-шаман посвящает себя сам на основе собственного опыта. «Одним из примеров, – говорит автор, – может служить история сибирского шамана Кизласова, который после тяжелой болезни, визионерских блужданий и наставлений духов-предков предстал в состоянии транса перед шаманом-предком для посвящения. Предок-шаман измерил окружность, вес и длину его барабана, сосчитал все брелоки на нем и после этого представил его помогающим духом». То есть посвящение состоялось.
Дональд Ли Уильямс.
Пересекая границу: психологическое изображение пути знания Карлоса Кастанеды / Пер. с англ. И. Зеленского. – М.: Городец, 2017. – 176 с. |
С помощью дона Хуана Карлос достиг желаемого. Из пренебрегающего своими лучшими качествами слабака с низкой самооценкой он стал идеальным воином. «Стер свою личностную историю, разрушил свои рутинные привычки, взял на себя ответственность за ту задачу, которая у него была в жизни, разглядел смерть как своего советчика на пути знания». Чего доктор и нам желает, а если некогда и дорого лежать на кушетке психоаналитика, то вот, пожалуйте книжку почитать. На четвертой обложке красуется логотипчик Фонда психического здоровья, а все в той же аннотации сказано, что книга адресована психологам-практикам и студентам. И всем, кому интересна глубинная, она же аналитическая, психология. Логотип и фокус-группа представляются явлениями взаимоисключающими: о каком здоровье, излечении душевных ран может идти речь, если нас будут лечить исходя из подобных трудов, измеряя длину, извините, барабана? Доктор Льюис cпутал психотерапию c литературной критикой: все, что касается мотивов и опыта героев Кастанеды, обстоятельств создания его книг, звучит убедительно.
комментарии(0)