0
3245
Газета Non-fiction Печатная версия

04.10.2018 00:01:00

Дневник писателя и слезинка ребенка

Про отголоски истории декабристов в «Братьях Карамазовых» и о том, как мужик Марк стал Марием

Тэги: достоевский и мировая культура, журнал, москва, карен степанян


достоевский и мировая культура, журнал, москва, карен степанян Достоевистика – не только для специалистов, но для всех поклонников Федора Михайловича. Фото Евгения Никитина

36-15-14_a.jpg
Достоевский и мировая культура.
Филологический журнал. –
М.: ИМЛИ РАН, 2018. – 298 с.

Достоевистам в нашей стране и за рубежом давно и хорошо известен альманах «Достоевский и мировая культура», выходивший раз-два в год попеременно в Москве и в Литературно-мемориальном музее Федора Михайловича Достоевского в Санкт-Петербурге. Ныне он разделился на два «потока». Собственно альманах продолжает выходить в Санкт-Петербурге. А в Москве появилось новое периодическое (предполагается выпуск четырех номеров в год) издание – «Достоевский и мировая культура. Филологический журнал», издающийся Институтом мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Первый номер недавно увидел свет.

В открывающем журнал и самом обширном разделе – «Герменевтика. Поэтика. Контекст» – привлекают внимание прежде всего статьи Владимира Викторовича «Путь русской литературы от Пушкина к Достоевскому», американской исследовательницы Деборы Мартинсен «Тоска в «Преступлении и наказании» и Татьяны Ковалевской «Два народа: Достоевский о торжестве и провале русской революции».

Статья Валентины Ветловской «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского за 1876 год: о мужике Марее» посвящена рассказу, к которому часто, особенно в последнее время, обращаются исследователи творчества Достоевского. Автор исследует реальные, литературные и фольклорные источники рассказа, анализируя в том числе и имя главного героя. Валентина Ветловская объясняет, почему Достоевский заменяет реальное имя мужика (Марк) на более редкое – Марей, он же Марий, дополнительно привлекая к этому внимание читателя. Интересно, что исследовательница рассматривает историю имени от Древнего Рима, апеллируя к Гаю Марию, полководцу. Здесь же приводятся мифологические аспекты, связанные с героем.

В этом же разделе представлена статья Анны Гумеровой, в которой она прослеживает отголоски истории декабристов в романе «Братья Карамазовы». Автор осторожно замечает, что отсылка к декабристам – возможная, поскольку Достоевский не упоминает их напрямую в тексте «Братьев Карамазовых», однако приведенные доводы, основанные на текстовых аллюзиях, заставляют читателя если не полностью разделить мнение исследователя, то как минимум задуматься на эту тему.

Как всегда, глубока и содержательна статья Татьяны Касаткиной, посвященная сопоставительному анализу «Записок из подполья» и знаменитой записи Достоевского, сделанной в ночь смерти первой жены: «Маша лежит на столе…» Опубликована статья под новой (по сравнению с прежним альманахом) и многообещающей рубрикой «Медленное чтение».

Отдельно хочется отметить рубрику «Архив», порадовавшую шестью лекциями о Достоевском Василия Комаровича, прочитанными им в Нижегородском университете в 1921–1922 годах. Лекции эти были подготовлены к изданию Ольгой Богдановой, ей же принадлежит ценная вступительная статья и комментарии к лекциям. Публикуется цикл впервые, материал, на котором основан текст публикации, – машинопись с рукописных записей лекций, сделанных Татьяной Крюковой, в те годы бывшей студенткой Нижегородского университета.

Компаративистика также представлена в журнале – ей отведена одноименная рубрика, в которой опубликованы работы испанского литературоведа Жорди Морильяса «Мигель де Унамуно и Достоевский: филология, политика и религия» и Александра Криницына «Достоевский в творчестве Якоба Вассермана».

36-15-13_a.jpg
Карен Степанян. Путеводитель
по роману Ф.М. Достоевского
«Братья Карамазовы». –
М.: Издательство МГУ, 2018. – 176 с.

Помимо высокого научного уровня этих и других работ, представленных в новом журнале, хотелось бы отметить и ясный, четкий стиль большинства из них, отсутствие той тяжеловесной, насыщенной иноязычной терминологией манеры изложения, что часто выдается за основной критерий «научности». Читая первый номер нового издания, вновь и вновь убеждаешься, какое необъятное поле смыслов содержит творческое наследие Достоевского.

Думается, новый журнал будет интересен не только специалистам, но и всем серьезным поклонникам творчества Достоевского. Пожелаем редколлегии и международному редсовету (куда входят известные отечественные и зарубежные исследователи) успешного продолжения работы, особенно ввиду грядущего в 2021 году 200-летнего юбилея Достоевского.

Недавно ушедший от нас главный редактор нового журнала (и один из основателей, в начале 1990-х, альманаха) Карен  Степанян (1952–2018) известен не только как автор фундаментальных исследований по творчеству Достоевского, но и как ученый, не жалеющий сил и времени на учебно-популяризаторскую работу (имею в виду его многочисленные лекции и выступления в вузах и школах Москвы и других городов). Несколько лет назад в издательстве МГУ вышел его «Путеводитель по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», а сейчас – в том же издательстве – «Путеводитель по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Книги появились в серии программы «МГУ – школе», но, думается, они будут полезны не только для школьников и учителей, но и для университетской аудитории, а также для поклонников творчества Достоевского всех возрастов.

«Братья Карамазовы» – сложнейший итоговый роман Достоевского, насыщенный глубокой философской, религиозной, публицистической проблематикой, чрезвычайно актуальной и в наше время, вот уже почти полтора века являющейся предметом споров и среди специалистов, и среди простых читателей. Автор путеводителя, следуя за событиями и героями произведения, выявляет явные и скрытые библейские цитаты, сквозные темы и ключевые сцены, философские и эстетические аллюзии, контекст, в котором создавался роман, и то, что обращено в будущее. При этом автор аргументированно спорит со многими устоявшимися трактовками (убеждает, к примеру, разграничение смысла и целей слов о «слезинке ребенка» в речах Ивана Карамазова и в Пушкинской речи самого Достоевского), полемизирует с теорией Бахтина, рассматривает различные возможные варианты так и не написанного продолжения романа.

Книга написана простым и доступным языком, четкое деление материала на темы и главы не дает читающему запутаться в путеводителе, предоставляя возможность ориентироваться по самым насущным вопросам благодаря подзаголовкам. Отметим лаконичный, но при этом действительно актуальный и для студенческой аудитории список рекомендуемой литературы, состоящий из самых полезных и, что немаловажно, доступных для ознакомления научных изданий, которые помогут решить не освещенные в путеводителе вопросы самостоятельно. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Все утонули?

Все утонули?

Ирина Котова

Главы из повести «Трасса»

0
1763
Центром празднования Дня семьи, любви и верности в Москве будет "Царицыно"

Центром празднования Дня семьи, любви и верности в Москве будет "Царицыно"

Татьяна Астафьева

Гостей ждут бесплатные концерты, мастер-классы, лекции и игры

0
1884
О Канье Уэсте в Москве и прорыве культурной блокады

О Канье Уэсте в Москве и прорыве культурной блокады

Может ли поездка мировой звезды в Россию стать примером для других

0
2298
Выставка о первом российском глянце в Музее русского импрессионизма

Выставка о первом российском глянце в Музее русского импрессионизма

Дарья Курдюкова

Dolce. Vita. Чересчур

0
2659

Другие новости