Будущий драматург, пропагандист русской
театральной школы, теоретик театра и переводчик Мишель Винавер. Зинаида Серебрякова. Детский портрет Мишеля Гринберга-Винавера. 1933. Иллюстрация из книги |
Для любого, хоть отдаленно знакомого с историей России начала ХХ века, имя Максима Моисеевича Винавера (1863–1926) говорит о многом. Один из самых известных адвокатов Санкт-Петербурга, неутомимый защитник прав евреев, он был наряду с Павлом Милюковым основателем Конституционно-демократической (кадетской) партии и имел прямое отношение к разработке Конституции России, на которую Николай II так и не пошел. Впоследствии Винавер принимал более чем активное участие в подготовке Положения о выборах в Учредительное собрание, а после вступления в Крым немецких войск стал министром внешних сношений в Крымском правительстве. Но все это быстро закончилось эмиграцией в 1919 году.
Его зятя Льва Адольфовича Гринберга (1900–1981) намного больше знают искусствоведы. Впрочем, это имя все равно одно из центральных в истории русского Парижа, да и вообще в культурной судьбе эмиграции. Блистательный знаток иконописи, серебра и старопечатной книги, антиквар с мировым именем, совладелец знаменитой компании «В старой России», меньше всего походил на «стяжателя» и «спекулянта». Благодаря Гринбергу в СССР было возвращено множество реликвий из наследия зарубежья, он был одним из организаторов грандиозной выставки русского искусства в Брюсселе в 1937 году, а через почти 40 лет участвовал в подготовке празднования Парижской русской консерватории имени Сергея Рахманинова. Однако сейчас, пожалуй, наиболее известен внук Максима Винавера и сын Льва Гринберга – Мишель Винавер (р. 1927). Драматург, неутомимый пропагандист русской театральной школы, теоретик театра и переводчик, автор, чьи пьесы идут на сценах Европы и Америки.
Этому замечательному мастеру была посвящена международная научная конференция «Творчество Мишеля Винавера: между Францией, Америкой и Россией» в 2015 году в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына. Под эгидой дома вышел сборник материалов этого форума.
В нем представлены доклады, посвященные трем поколениям семьи Винаверов. Исследователи из Санкт-Петербурга и Тюмени, Рима и Страсбурга, Парижа и Москвы рассказывают о своих поисках, о том, какое огромное влияние на сохранении культуры России оказали эти люди. Сам Мишель Винавер, в силу возраста не сумевший приехать, обратился к участникам конференции с посланием, в котором подчеркнул важность русского начала своей жизни: «Первое, что приходит в голову, что эта конференция и выставка имеют, через мое посредничество, символическое значение: так возвращаются на Родину члены моей семьи, эмигрировавшие после захвата власти в России большевиками и умершие в изгнании».
Творчество Мишеля Винавера:
между Францией, Америкой и Россией: Международная научная конференция: Москва. 16–17 октября 2015 г. – М.: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2017. – 380 с. |
Мишель Винавер, безусловно, обрел огромные заслуги в деле распространения на Западе российского наследия. Статьи о Чехове, Станиславском, переводы на французский таких шедевров нашей драматургии, как «Дачники» Горького, «Самоубийца» Эрдмана и «Месяц в деревне» Тургенева, – все это создано им. Ряд статей сборника посвящены русскому влиянию в творчестве знаменитого французского драматурга и теоретика театра.
Вы можете прочесть о влиянии Чехова на творчество Мишеля Винавера и особенностях перевода его произведений на русский, его спорах с другими теоретиками мировой театральной школы. Одна из жемчужин книги – перевод Светланы Дубровиной винаверской пьесы «11 сентября». Конференция завершилась показом первой в России постановки этого произведения, посвященного трагедии Америки 2001 года. Поставил спектакль русский парижанин Григорий Лопухин.
Ряд статей отданы политическому наследию Максима Винавера и его вкладу в дело русского конституционализма, материалам о Льве Гринберге. Всем, кого интересует культурно-историческая связь России и Франции, будет любопытен этот сборник, составленный Татьяной Викторовой и Светланой Дубровиной.
комментарии(0)