Андрей Логинов. Евразия
и ислам. Евразийский вектор: мусульманская религиозная и общественно-политическая мысль о цивилизационном единстве России–Евразии. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2017. – 344 с. |
Волею судеб Россия оказалась на перекрестке мировых цивилизаций между Европой и Азией: треть в Европе, две трети в Азии, и в силу географических, исторических, демографических, культурных параметров сложилась как неразрывная уникальная полиэтническая, многоконфессиональная целостность различных народностей, национальностей, верований западных и восточных сторон. Появился неразрывный сплав русского народа с представителями разных этнических групп, языковых семей и конфессий. Познанию особенностей и путей развития российской евразийской цивилизации посвятили свою жизнь целые плеяды выдающихся отечественных ученых, писателей, общественных деятелей. В этой связи выход в свет монографии видного историка Андрея Логинова представляется весьма своевременным. Это глубокое фундаментальное исследование, в котором масштабно, на объемном научном материале раскрывается качественное своеобразие российской цивилизации как «многообразие в единстве, построенное на сопряжении православно-византийских и восточных (тюрко-исламских) начал».
Примечательно, что автор рассказывает о жизни и трудах ряда выдающихся мусульманских ученых и просветителей XIX века, которые раскрывали евразийскую сущность российской цивилизации, но имена которых были незаслуженно забыты или находились в тени. Важно, что значительное внимание уделяется выдающемуся ученому-просветителю Исмаилу Гаспринскому, одному из самых крупных теоретиков ислама конца XIX – начала XX века, которого современники называли «человеком, пробудившим весь тюркский мир». Его не просто высоко ценили и уважали, его искренне почитали и обращались к нему со словами «Улуг Устаз» (Великий учитель) и даже «Отец всех мусульман». Вместе с тем он являл собой прекрасный пример русского патриота, для которого преданность России была столь же значимой, как преданность исламу. Гаспринский был убежден, что союз русского мусульманства с русским православным народом даст новый творческий импульс мусульманской цивилизации в целом, что, в свою очередь, откроет путь для России ко всему мусульманскому Востоку: «Представим себе, что Россия вошла в искренние, дружественные отношения с Турцией и Персией, – писал Гаспринский. – Дружба эта отразилась бы весьма чувствительно на отношении к Египту и ко всему арабскому миру, с одной стороны, и на Афганистане и индо-мусульманском мире – с другой». Эти мысли звучат на той же самой высокой нравственной патриотической ноте, что и слова Владимира Путина (в Малайзии в октябре 2003 года), что «Россия на протяжении веков переплетена с исламским миром... естественными связями, и они наполняются реальным практическим содержанием». И что (в сентябре 2015 года) «сегодня традиционный ислам – это неотъемлемая часть духовной жизни нашей страны. Его гуманистические ценности, как и ценности других наших традиционных религий, учат людей милосердию, справедливости, заботе о близких. Все мы это очень высоко ценим».
Враги? Нет, друзья... Орас Верне. Совет арабских вождей.
1834. Музей Конде, Шантийи |
Выдающийся наш философ Николай Бердяев постоянно напоминал, что «у России, как у Януса, два лица: одно обращено к Европе, другое к Азии. Мы не создавали себе такого положения, мы родились государством, сросшимся одинаково с Европой и с Азией. Англия владеет Индией потому только, что ей случилось нечаянно захватить эту страну; без Индии она будет все тою же Англией, ее острову не грозят ни на волос опасности от каких бы то ни было событий в Азии. Для России же результат перелома, начинающегося на этом материке, составляет жизненный вопрос». Возможно, уместно напомнить в этой связи и об одном из незаслуженно забытых творцов русской политики на Кавказе генерале Ростиславе Фадееве, чья книга «Мнение о восточном вопросе», вышедшая в 1869 году, стала основополагающей для русской школы геополитики. Вот, например, что он писал в своей работе «Письма с Кавказа»: «Не случайным захватом попали мы в Азию, как другие европейцы. Огромное тело России вросло само в середину этого отжившего, рассыпающегося, со всех сторон расхватываемого мира и независимо от произвола и политической системы должно оказать на него действие магнита, прикоснувшегося к куче железных опилок…»
Содержательная, написанная прекрасным языком книга Логинова дает ключи к пониманию стремительно и бурно ныне протекающих в мире событий. Это прежде всего процесс формирования нового мироустройства, выхода на авансцену глобальной политики гигантов Азии, появления новых мощных центров притяжения и влияния. Важен и глубоко и научно обоснованный вывод о признании государственно образующей и цивилизационно образующей роли православия и ислама при безусловном приоритете православной культуры как стержневого фактора. Поэтому естественен и вывод: всестороннее содружество православия и ислама было и остается важнейшей скрепой российской государственности.
комментарии(0)