Маркс и Ленин мертвы, а пропасть между богатыми и бедными продолжает увеличиваться. Исаак Бродский. Выступление В.И. Ленина перед рабочими Путиловского завода в мае 1917 года. 1929. Государственный исторический музей
В свое время на премьере спектакля в театре Моссовета «Мамаша Кураж и ее дети» мне запомнилась фраза Бертольда Брехта, предварявшая постановку: «Лучше заблуждаться в одиночку, чем следовать за истиной в толпе». Исторический же процесс наглядно свидетельствует об обратном: идеи, которые властвовали над умами толпы, зачастую приводили к очень тяжелым и масштабным потрясениям как для отдельно взятых стран, так и для мира в целом. Россия в XX – начале XXI столетия стала полигоном для беспрецедентных социальных и экономических экспериментов, последствия которых глубоко врезались в генетическую память народа и эхом отдаются в судьбе страны по сей день.
Чего нам действительно сильно недостает, так это объективного, обстоятельного и, самое главное, честного осмысления собственного опыта, нашего прошлого, причем не только допущенных катастрофических ошибок, но и безусловных феноменальных достижений и прорывов. Порой мне кажется, что мы преднамеренно «забываем» и одно, и второе, хотим от этого абстрагироваться, будто бы это было не с нашим народом, а с кем-то еще.
Яков Пляйс. Марксизм и социальные революции в России. – Центркаталог, 2018. – 128 с. (Научный фонд) |
В связи с вышесказанным хочу обратить внимание читателя на новую монографию профессора Якова Пляйса, ученого, столь много сделавшего для систематизации и развития методологии отечественной политологической школы, «Марксизм и социальные революции в России». Эта книга представляет собой, как мне представляется, удачную попытку восполнить этот пробел, по-новому осмыслить научно-теоретическое, идеологическое, социально-политическое и экономическое наследие марксизма.
Книга выносит на обсуждение целый спектр актуальных и принципиальных по своей значимости вопросов: во-первых, как отмечалось 100-летие российской революции 1917 года в нашей стране и в мире; во-вторых, какое влияние марксистская и социал-демократическая идеологии оказали на российское революционное движение; в-третьих, как проанализировать и обобщить опыт революций в России на протяжении всего XX столетия; в-четвертых, какие объективные и субъективные причины и предпосылки лежали в основе этих революций; в-пятых, какие методологические и теоретические ошибки были допущены «классиками» марксизма во главе с самим Карлом Марксом, который, к слову сказать, ненавидел нашу страну, и каким должен быть «правильный рецепт»; наконец в-шестых, какая общественно-политическая формация может прийти на смену капитализму и когда?
Отмечая достоинства научного труда Пляйса, следует прежде всего обратить внимание на авторский подход к интерпретации роли субъективных факторов, начиная с предпосылок, в социальной революции, особенно на важность их зрелости, как в начале XX века, так и в его конце.
Отдельного упоминания заслуживают выводы автора о методологических и иных ошибках основателей марксизма, которые в конечном счете привели к многим драматическим и даже трагическим последствиям, несмотря на всю на первый взгляд гуманистическую суть этой теории. Хотя честно признаюсь, после недавнего повторного прочтения романа Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» я лично никакого гуманизма в марксизме не вижу. Раньше, насколько мне известно, на методологические ошибки Маркса никто не обращал внимания. Более того – подобных «крамольных» мыслей вообще нельзя было в принципе допустить! Особенно, разумеется, в советское время.
В качестве пожеланий автору хотелось бы сказать следующее. По моему убеждению, более основательной проработки требует вопрос собственности, который так и не был решен, в особенности ее переход из одного состояния (частная) в другое (общественная) и обратно, как и анализ причин такого перехода.
В переосмыслении нуждается также ленинская интерпретация марксистской теории социальной революции, начиная с причин и заканчивая практической реализацией этой теории в России. И вообще такие темы, как «Ленин и Маркс», «марксизм и ленинизм», социальные теории и социальные практики – дистанции, их отделяющие, – это тоже вопросы, которые нуждаются в основательном осмыслении. Одна из важнейших тем, которая глубоко отразилась на всей социально-политической практике XX века, – «марксизм и социал-демократическая теория и практика» – также нуждается в фундаментальном переосмыслении.
Поскольку пропасть между богатыми и бедными продолжит увеличиваться и будет происходить размывание среднего класса как «гаранта стабильности» политико-экономической системы, что неизбежно приведет к новым социальным катаклизмам, включая скорее всего социальные революции, то исследование проблем, которым посвятил свою монографию профессор Пляйс, следует продолжить.
комментарии(0)