Съезжий дом Морской части Кронштадтской полиции. Рисунок середины ХIХ века. Иллюстрация из книги
Кронштадт – гордость российского флота, город морской и военной славы. В 1703 году, после победы над шведскими кораблями в устье Невы (Петербург был только-только основан), Петр I лично осмотрел остров Котлин и повелел устроить на нем форт для обороны новой столицы и морских рубежей страны. К весне следующего года здесь появилась крепость. Таким образом, город-цитадель на Балтике отмечает ныне свое 315-летие.
Книга историка Леонида Амирханова – подробный и квалифицированный рассказ о Кронштадте. Автор досконально изучил биографию легендарного города. В его работе соединились военная история, летопись строительства оборонительных сооружений и жилых кварталов, повествование о знаменитых кронштадтцах. Конечно, об этом городе писали и раньше. Но очерки и путеводители советского времени умалчивали о многих событиях ХХ века, да и статус военно-морской базы требовал соблюдать режим секретности. Когда боевые корабли покинули кронштадтский порт, а вслед за этим исчезли цензурные препятствия и открылись архивы, многие исследователи взялись за разработку этой темы, сулившей сенсации. Но сюжет этот требует особой ответственности. Кронштадт как географический объект невелик, но исторический материал, связанный с ним, огромен и многообразен.
Амирханов начинает рассказ даже не с петровских, а с доисторических времен: «Остров Котлин, расположенный в восточной части Финского залива, – образование очень древнее. Его гранитная основа сформирована около 3 миллионов лет тому назад. <…> Место, где находится ныне Котлин, благодаря тектоническим катаклизмам то, опускаясь, становилось морским дном, то, поднимаясь, превращалось в остров. Прошло еще какое-то тысячелетие, и примерно 2500 лет назад образовалась река Нева. К этому времени остров, поднявшись со дна моря, опускаться больше не захотел. Вода хлынула из древней Ладоги в Балтийское море, образовав Невскую губу».
Остров Котлин, в восточной части которого находится Кронштадт, насчитывает всего 12 км в длину и 4 км в ширину. Но как высока здесь концентрация исторического наследия, духовного и материального! В Средние века путь «из варяг в греки» проходил в том числе по Неве и мимо Котлина. Позже этот путь использовали ганзейцы.
Леонид Амирханов.
Кронштадт: Город-крепость от основания до наших дней. – М.: Центрполиграф, 2018. – 702 с. |
Шведы планомерно теснили русских на восток в ХIII–ХVII веках. По договору 1617 года Московское царство, обескровленное Смутой, лишилось узкой полоски суши на берегу Балтийского моря. Шведский король Густав II Адольф торжествовал. Однако на Котлине опорной базы в середине ХVII века шведы не имели, об этом сообщал воевода Потемкин, пытавшийся в 1656 году во главе четырех вооруженных отрядов отвоевать балтийское побережье.
Петр I помнил, какому унижению он был подвергнут в 1697 году в Риге, когда шведский комендант не разрешил ему осмотреть крепость. В 1700 году он объявил войну Швеции. После поражения под Нарвой последовала серия сенсационных побед. На верфях началось строительство военных судов – сначала речных, затем и морских.
Новый город на Котлине призван был стать и базой для фрегатов, и воротами в Европу, и стражем Петербурга. Модель первого здешнего форта Петр I лично изготовил в Воронеже. Строительство Кронштадта велось такими же авральными темпами, как и возведение новой столицы. Работы шли зимой на лютом морозе и ветру, на льду, погибло много людей.
Как выглядел первый форт Кроншлот, в точности неизвестно. По наиболее авторитетным свидетельствам, его главная башня имела десятигранную форму, позволявшую вести огонь по проходящему судну одновременно из 10 или даже 20 орудий. Не дремали и шведы: в расположение русских войск засылались шпионы, допрашивались пленные и перебежчики. Северная война ведь была в самом разгаре. Шведы высаживали на берег Котлина десант, не раз атаковали крепость с моря, используя преимущество в дальнобойной артиллерии. Серьезная осада началась в июне 1705 года. К этому времени уже вступило в строй немало русских кораблей. Но оказалось, что шведы не знали местности, которой владели прежде почти 200 лет. И хотя форт понес серьезные потери, скандинавы отступили (позже они еще неоднократно пытались отбить Кронштадт и Петербург у России).
С тех пор островная крепость в Финском заливе два с половиной столетия несла свою службу, надежно защищая Петербург-Петроград-Ленинград от неприятеля. По генеральному плану, разработанному Петром I, шло строительство новых укреплений, гаваней, казарм, первых каменных («губернских») домов. Кронштадт наряду с новой столицей на Неве был любимым детищем Петра. По его приказу здесь начали строить Доковый канал – крупнейшее и самое сложное гидротехническое сооружение России ХVIII века, как отмечает Амирханов (завершен и торжественно открыт он был уже при Елизавете Петровне).
Историк описывает, этап за этапом, строительство Кронштадта. На это выделялись внушительные средства, здесь работали лучшие инженеры, знаменитые архитекторы (в том числе Чарльз Камерон и Адриан Захаров). Как напоминает автор книги, ансамбль служительских и офицерских флигелей в Кронштадте ныне признан одним из ценнейших памятников военного зодчества последней четверти XVIII века; это первый и единственный для своего времени русский военный городок. В 1828–1840 годах перестраивались форты – эти работы в открытом море всегда особенно тяжелы. По словам Амирханова, новый форт «Император Александр I» напоминал изнутри средневековый замок: все окна в нем имели форму бойниц на случай осады. Николай I, имевший военно-инженерное образование, лично контролировал ход перевооружения и утверждал проекты всех зданий города. Если отечественная промышленность не справлялась с заказами, закупали оборудование за границей, как правило, у тогдашней «владычицы морей» Англии. В 1777 году в доках запустили английскую паровую машину для откачки воды. Из той же страны спустя 100 лет, в эпоху дредноутов и нарезных орудий, выписывали сверхпрочную броню для фортов. Но в 1919 году британцы превратились из союзника в коварного врага и попытались с помощью торпедных катеров вывести из строя корабли Красного флота. Ситуацию усугубляла потеря материкового форта Ино, отошедшего к Финляндии. Понеся немалые потери, кронштадтцы и в этой схватке одолели неприятеля. Эти же моряки через два года подняли в крепости мятеж против всевластия большевиков. В 1941 году орудия Кронштадта помогали осажденному Ленинграду, а город подвергался планомерным бомбардировкам люфтваффе. А через два десятилетия по решению Никиты Хрущева началось разоружение города-крепости: демонтировались и отправлялись в переплавку орудия, металлические детали старинных фортов… Позже начался и вывод отсюда боевых кораблей. Для атомной эпохи петровская цитадель и вправду выглядела архаично. Кронштадт, образно говоря, был уволен в запас. Теперь сюда приезжают не на службу, а «за историей».
Ну а что же за краеведческая экскурсия без рассказа о знаменитых уроженцах и жителях города? В 1836 году Айвазовский работал в крепости и на кораблях Балтийского флота, создав несколько замечательных картин с видами Большого рейда и города с моря. Изобретатель радио Александр Попов начинал свою службу в Минном офицерском классе. Здесь в семье флотского врача в 1886 году родился Николай Гумилев, автор замечательных стихов о мореплавателях и сам водивший знакомство с моряками. Другой известный поэт, Семен Надсон (кстати, кумир Гумилева-подростка), два года служил офицером в Кронштадте. В западной части Котлина находилось имение художника Верещагина. В этом городе появился на свет великий российский ученый Петр Капица.
Это не считая прославленных моряков, связанных с Кронштадтом, – таких как адмиралы Беллинсгаузен и Макаров. Именно в память тех, кто служил на российском Балтийском флоте, в городе в начале ХХ века был построен Морской собор. Неподалеку от него сегодня работает замечательный по составу экспонатов Музей истории Кронштадта, чья коллекция создавалась в том числе и при участии местных краеведов.
комментарии(0)