Юрия Визбора любили при жизни, любят и до сих пор… Фото РИА Новости |
Юрий Визбор родился 20 июня 1934 года. В 1960–1980-е годы был популярен как бард. Но кто же в те годы мог предполагать, что спустя много лет в день его рождения в Кремлевском дворце съездов будут проводить концерты, состоящие из его песен? При жизни его в нормальные концертные залы не пускали, в лучшем случае в залы в районных домах культуры. Хотя и при жизни его любили. Но любили в достаточно узких кругах. А теперь на фасаде здания, где он жил, установлен барельеф. А записи концертов песен Юрия Визбора из Кремлевского дворца съездов регулярно крутят на канале «Культура». Профессиональные актеры раскрыли новые грани его мастерства. Прекрасно выглядят мини-спектакли, созданные из песен-диалогов Визбора. Особым хитом сейчас стала песня про технолога Петухова:
Но все ж мы делаем ракеты,
Перекрываем Енисей.
А также в области балета
Мы впереди планеты всей!
В Кремлевском дворце съездов теперь этот мини-спектакль разыгрывают не только два актера, но и артистки балета. Один актер изображает заезжего гостя из Африки, пытающегося хоть что-то понять в России, другой актер – технолог Петухов, типичный человек из народа, весьма лукавый патриот.
На концертах в Кремлевском дворце съездов раскрылись совершенно цыганские струны души барда. Все-таки «Баллада об укушенном» раньше была мало популярна даже в среде альпинистов и путешественников, из которой Визбор вышел.
Ах, жертва я доверия,
Беды своей родитель!
Тут прямо переборы цыганочки надо наигрывать для монолога улыбающегося до ушей Визбора, изображавшего в своей песне незадачливого влюбленного.
Профессиональные поэты того времени на него просто внимания не обращали. Да и было из-за чего. Рифма у него частенько страдала, стихосложение изяществом не отличалось. А с другой стороны, его работы в жанре песен-монологов и песен-диалогов востребованы и сейчас. Ценят его военные песни, ценят и бытовые зарисовки. Больше всего его любят туристы, альпинисты и люди «суровых профессий» – летчики, моряки, геологи.
Мне повезло. Мой отец, сам инструктор горного туризма, затащил меня на концерт Визбора в районной библиотеке – в большие залы домов культуры его тогда еще не пускали. Мне было 9 или 10 лет, соответственно это был 1966 или 1967 год, а Визбору тогда было 32 или 33 года. Он еще был совсем молодой. Более того, он тогда еще не начал ходить в горы. Именно поэтому мне запомнилось, как он пел про летчиков и моряков.
Та же песня про Серегу Санина – «С моим Серегой мы шагаем по Петровке...». Да ее за рифмы закритиковали бы критики и тогда – в 60-х годах, и сейчас. А ведь какая мастерская зарисовка. К тому же поют ее и сейчас – через 60 лет. Слава богу, что критики эту песню тогда просто не заметили.
Ну и, конечно, песни про горы. Визбору принадлежит фраза: «Горы для того и созданы, чтобы показать человеку, как выглядит мечта!» Это – девиз. А вот, например, его лирическая песня про горы:
Я помню тот край
окрыленный,
Там горы веселой толпой
Сходились у речки зеленой,
Как будто бы на водопой.
Я помню Баксана просторы,
Долины в свету золотом.
Ой, горы, вы синие горы!
Вершины, покрытые льдом.
Обычно Визбор оформлял творческую командировку от журнала «Кругозор», в котором какое-то время работал, и ехал на сборы «Спартака» – московской команды по альпинизму. Команды Владимира Кавуненко, взявшего руководство ею у самого Виталия Абалакова. Вот так и рождались песни:
Однажды весной вдохновенной,
В одной из московских
квартир,
Собрались совсем
не худые спортсмены,
И речь у них шла про Памир...
Еще песня про горы:
Вот это для мужчин,
рюкзак и ледоруб,
И нет таких причин,
чтоб не вступать в игру.
Но есть такой закон –
движение вперед!
И кто с ним не знаком,
навряд ли нас поймет!
Грубовато? Пожалуй! По крайней мере излишне прямолинейно. А вот что дальше:
Прощайте вы, прощайте!
Писать не обещайте.
Но обещайте помнить
и не гасить костры!
До после восхождения!
До будущей горы!
Тут воспевается старинная, уже ушедшая традиция, когда в эпоху отсутствия связи группа сопровождения отправившихся на сложное восхождение альпинистов постоянно жгла костер. Костер не гасили, пока группа не возвращалась с восхождения. Да, такая традиция. Красивая. Ушедшая. А не упомяни ее Визбор в своей песне, может быть, сейчас про эту традицию никто и не вспомнил бы.
А как Юрий Визбор воспевал свое одиночество… Это при трех-то женах. Заметим при этом, что кто была «Милая моя! Солнышко лесное!» – так и осталось загадкой.
Что ж, творческие люди всегда одиноки. Хотя бы отчасти. С моей точки зрения, одна из лучших песен Визбора – про закрытие горнолыжного сезона в горах:
Ах, какая пропажа! Пропала зима! Ну не гнаться ж за нею на Север.
Умирают снега, горы сходят с ума, и апрель свои песни посеял.
Ну а что до меня, это мне не дано, не дари мне ни осень, ни лето.
Мой веселый февраль! Три сосны под окном! И закат, задуваемый ветром!
А дальше и следуют лирические переживания неприкаянного человека:
Полоса по лесам золотая легла, ветер в двери скребет, как бродяга.
Я тихонечко сяду у края стола. Никому ни в надежду, ни в тягость.
Творческая натура на гулянке по поводу закрытия горнолыжного сезона ищет и мечется:
Ах, как мало я сделал на этой земле! Не учен, не крещен, не натружен.
Не опасен врагам. Не подобен скале – только детям и матери нужен!
Дорогие мои! Не виновно вино, на огонь не наложено вето!
Вот вам, братцы, февраль! Три сосны под окном! И закат, задуваемый ветром!
А теперь еще немного про признание и про народность. Да, в Кремлевском дворце съездов (или в Театре эстрады) ко дню рождения Визбора приурочены концерты его песен. Но каждый год 20 июня, в день рождения Визбора, в воспетом бардом сретенском дворе собираются люди и начинают петь песни Визбора. Народу не очень много – около 200 человек (не считая того, что кто-то подходит, кто-то уходит). Этот стихийный концерт длится около четырех часов. Кто-то просто заходит минут на 20 посмотреть на людей и отдать дань памяти. А кто-то слушает и поет все время. Поют под гитару. Сменяют друг друга. Как правило, зрители подпевают, и это приветствуется. Жильцы этого дома не протестуют: народ-то собирается хороший. Строго говоря, поют не совсем у дома, где жил Визбор, а метрах в 70 от этого дома. Просто там уютнее и удобнее – во дворе дома № 12 по Панкратьевскому переулку. Строго говоря, жил он не в этом дворе, а совсем рядом. Мемориальная доска – там, где он жил (Ананьевский переулок, 5). Но там собираться петь неудобно: машины ездят и места нет. А во дворике через дорогу удобно.
Вот и вчера, кстати, пели. И через год, видимо, будут. Приходите через год. Лишними не будете.
комментарии(0)