Александр Кузьменков. Аффтар, выпей йаду! – Екатеринбург: Евдокия, 2018. – 146 с. |
Критика произведений – вещь отнюдь не однозначная. Какие-то оценки и суждения в талантливо написанной рецензии становятся для читателя подлинным открытием, а что-то может показаться спорным или ошибочным. Александр Кузьменков настаивает на обновлении современной отечественной прозы сверху донизу. Существует ли проза о нашем времени, которую не стыдно взять в руки? «Современную русскую литературу можно считать литературой лишь по тем же основаниям, по коим мы именуем нефтяную трубу экономикой: из национальной гордости великороссов, – убежден Кузьменков. – Коматозная жизнь способна породить лишь коматозную словесность».
Первый шаг к выздоровлению – острый глаз и честный диагноз. Часто оказывается, что болезнь невозможно определить сразу, поскольку, как говорил доктор Хаус, «все лгут». Читатель книги «Аффтар, выпей йаду!» получает полное (и даже избыточное) представление о типичных признаках патологического процесса. Вот они: навалено-наляпано, набросано-разбросано, свое и чужое; недостаток воображения, затейливое резонерство и вычурность, невнятность с галантерейной претензией на элитарность и изысканность; компилятивность, имитация смысла, неряшливость, косноязычие, литературщина и штампы. «Речевое возбуждение, бредовые интерпретации и дезорганизация мышления», «парализованная и анемичная фабула дышит на ладан, кое-как переползая со страницы на страницу». Бесконечная цитатность, затейливые фиоритуры, полный и безоговорочный литературный аутизм. Картонные герои идут строем, перешагивая полудохлые фабулы. И конечно, конечно, «велик могучим русский языка» («глокая куздра по шею в абырвалге») и глубок поражающий воображение энциклопедизм («высокая грудь в кокошнике, полный кафтан пенистого каравая»). Одним словом, претензии на масштабность.
Кузьменков не стесняется задавать прямые вопросы, которые окружающим кажутся крайне бестактными. Он говорит вещи резкие и плевать хотел на общепринятую «медицинскую этику», нарушает «врачебную тайну», игнорирует пожелания литературного сообщества и книжного рынка.
А как обстоит дело с глубиной проникновения, тонкостью и точностью наблюдений, любовным согласием писательского замысла с читательским запросом? Увы, увы! «Рахитичная фабула тонет в словесном клейстере, авторская мысль упрямо застревает в брюзгливом отвращении к миру и его обитателям». Набор авторских приемов особым разнообразием не отличается. Пустопорожний и косноязычный текст сделан «при помощи кайла и какой-то матери», малое выдается за великое, ни тебе продуманной интриги, ни характеров, ни даже грамотной речи. Жанровая неразбериха, нелепица, избыточность, недоработка отдельных сюжетных линий, вымученная фантазия, отсутствие какого-либо концепта, коллажи из домотканой эзотерики и второсортной публицистики, пересыпанные, разумеется, актуальными трендами. Эпатаж с «привычным свальным грехом и фекалиями для шокинга»; «фэнтезятина в легком историко-этнографическом гриме»; «артхаус, густо замешанный на цитатах и аллюзиях».
Герои нашего времени, ау! Где вы, где вы? Лишь толчея третьестепенных персонажей, товар одноразового использования…
Панорама русской прозы. Иероним Босх. Сад земных наслаждений (центральная часть триптиха). 1500–1510. Музей Прадо, Мадрид |
Панорама русской прозы. Высокий Регрессанс. Посиделки, «наперсточники» из Большого нацбестовского жюри, лавры и доллары, предсказуемость «литературных паралимпиад», тотальное покровительство графоманам. Лотерея и казино, премии плодятся, как кролики. «Членов ареопага впору привлекать по статье за мошенничество, совершенное организованной группой лиц по предварительному сговору, но изящная словесность у нас вне правового поля».
Мастерство автора – дело десятое! Авторы? Все сплошь «конформисты, выкресты и перебежчики», «мелкие окололитературные бесы на марше согласных».
Однако главная фигура сегодня в так называемом литературном процессе, оказывается, интерпретатор, «ловко выдающий карася за порося». Акафисты, ажиотаж, подхалимаж, манипуляции, потный вал восторга, идеализация имиджа, патока и причмокивания, заслуженные регалии, прижизненная канонизация.
Патологоанатомы утверждают, что семьдесят процентов диагнозов выставляются ошибочно. Выходит, медицина не лечит… «Но литература без критики – автомобиль без тормозов, дорога без запрещающих знаков и цианистый калий с этикеткой от жвачки Orbit». Вот об этом и книга «Аффтар, выпей йаду!».
комментарии(0)