Каждый лист – словно театральная сцена. Иллюстрация из книги
10 лет назад на конкурсе «Книга года» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в номинации «Арт-книга» победило издание Сергея Бархина «Ламповая копоть». Довольно объемный том, изобилие иллюстраций, стильный дизайн. Внешнее оформление – игра черного и белого с преобладанием черного. Да и название подсказывает: автору дорога черная краска. Однако главное – содержание. Жизнь художника, описанная им самим. Большая потомственная архитектурная семья, МАРХИ, театрально-декорационное искусство, принесшее известность и множество наград. И где-то мимоходом – об участии в книжном оформлении.
Тогда, зная работы Бархина в книжной графике, я счел это несправедливым. Они заслуживали большего. Но ведь художнику виднее. Кто лучше его самого знает, что главное, а что второстепенное? Кстати сказать, и в написанном позже Бархиным, и в литературе о нем опять-таки книжная графика оставалась на обочине.
Но вот ситуация изменилась. Только что увидело свет издание под названием «Белое по черному».
Сергей Бархин. Белое по черному. – М.: Близнецы, 2017. – XV с.: ил.; LXXVIII л. ил. |
Сразу бросается в глаза: все – черное. Футляр не традиционный, а в виде папки с завязками, но без бокового клапана. С этой стороны через черные ленточки-завязки просматривается содержимое: множество листов плотной, черной, окрашенной в массе бумаги. Развязываем ленточки.
Авторский текст сброшюрован в небольшую тетрадку. Естественно, белым по черному. Сергей Бархин рассказывает, как он вместе с другом Мишей Аникстом появился в редакции драматургии издательства «Искусство», где они стали получать заказы на сборники пьес. Сначала работали вместе (лучшее – «Семь английских пьес», 1968), затем раздельно. Первая самостоятельная и обширная работа – иллюстрации к двухтомнику Тирсо де Молины (1969). Далее было много всего: двухтомник «Современная итальянская пьеса» (1973), Антонио Буэро Вальехо (1976), Юстинас Марцинкявичюс (1978), Жан Жироду (1981), двухтомник Пьера Корнеля (1984) и др. Художник нашел слова благодарности своему художественному редактору – Лии Орловой.
За тетрадкой с текстом следуют 78 листов иллюстраций, представляющие работы к 12 изданиям: собственно иллюстрации, шмуцтитулы, форзацы, суперобложки. Последние – сфальцованы, ибо имеют больший размер.
Сергей Бархин писал: «Тогда я был совершенно уверен – для того, чтобы осознать и считать себя настоящим художником, необходимо обладать своим стилем. Из тех первых проб делать иллюстрации в издательстве «Искусство» белой гуашью по черной фотобумаге я и пытался создать свой стиль». Уточним: не сама фотобумага, а бумага от черных конвертов для фотобумаги. Но тогда, в книгах, напечатанных Тульской типографией на простой бумаге, они проигрывали оригиналам. Теперь же – шелкографией на черной бумаге Burano black рисунки выглядят такими, какими их создал автор.
Кроме драматургии воспроизведены рисунки к другим произведениям и для других издательств. Упоминания заслуживают «Кентерберийские рассказы» Джефри Чосера (1978). Иллюстрации выполнены для другого легендарного издательства – «Книга» – в редкой технике «автолитография, выскребание по битуму». Бархин успешно сотрудничал с издательством «Детская литература», но это уже многоцветные рисунки, им не место в данном проекте.
И последний штрих. Издание отпечатано библиофильским тиражом: 100 экземпляров.
комментарии(0)