В краеведческих отделах книжных магазинов нынче доминируют издания умеренной толщины, посвященные улицам и районам. Появились даже особые серии и авторы, специализирующиеся на подобном формате. И это неспроста. Читатель не хочет брать слишком объемистую или слишком короткую книгу. Если проводить аналогию с беллетристикой, текст о целом городе – своего рода роман, об отдельном доме или квартале – рассказ. А книгу об улице или районе можно сравнить со средним, промежуточным звеном – повестью. Жанровые признаки практически те же самые. Здесь тоже несколько «персонажей», но отношения между ними не запутаны, действие не затянуто. Сюжетные линии увлекательные, но и не слишком извилистые. Информацией текст не перегружен. Могут попадаться лирические и даже философские отступления, но автор ими не злоупотребляет.
К тому же среднему формату относятся и две книги, представленные на сегодняшней полосе. Это истории о знаменитом московском проспекте и одном из районов в самом центре Петербурга. Их авторы – дотошные, квалифицированные историки-краеведы, на счету которых несколько книг, высоко оцененных читателями. Темы свои они разрабатывают основательно, на совесть. И притом у каждого из них свой метод, своя идеология. Один полагает, что архитектура самодостаточна и не нуждается в подробном рассказе о людях, другой – универсал и эрудит, каких в нынешнем краеведении чрезвычайно мало. Находясь в сотнях километров друг от друга, анализируя разные улицы и районы, они пишут, в сущности, единую Повесть о городе.
Со времен Пушкина и Толстого, Чехова и Куприна повесть – привычный, любимый российским читателем жанр. Все в нем в меру, все ладно и складно. Он хорош и в прозе, и в исследованиях о разнообразных местностях. Правда, современных «повестей о районах и улицах» на книжных прилавках и в библиотеках сейчас куда больше, чем повестей писательских.
комментарии(0)