Гендер превыше всего... Василий Максимов. Шитье приданого. 1866. ГТГ
Татьяна Бонч-Осмоловская известна разносторонностью своей деятельности – она и поэт, и прозаик, и литературовед, а с некоторых пор еще и литературный критик. Как рассказывает сам автор, начало критической деятельности было для нее во многом случайным – просто очень хотелось высказаться по поводу каких-то произведений. Со временем таких высказываний набралось уже на целую книгу, которая и вышла недавно в издательской серии «Проект Абзац». Статьи в этой книге встречаются самые разнообразные – тут большие работы о прозе Жоржа Перека и Флэнна О’Брайена, стихах Елены Кацюбы и Екатерины Самигулиной, а также очень интересная статья об отражении российских реалий в современной западной прозе. Кроме того, есть и более короткие рецензии на стихи и прозу, некоторые переводные книги и даже заметка об одном литературном вечере. Понятно, что объединить весь этот разнородный материал в одной книге было очень непросто. Но Татьяне Бонч-Осмоловской удалось удачно распределить статьи по разделам даже не по уровню сложности, а по методам анализа и типу материала (проза, поэзия). Всего методов два – «распутывать клубок» и «вглядываться вглубь». Их названия совершенно четко отражают направление авторского взгляда – на формальные сложности или на анализ многоуровневого содержания. И каждый раз автору удается увидеть в книге что-то свое, необычное, показать неявную на первый взгляд глубину и многослойность. Особенно интересны, на мой взгляд, статьи о прозе Жоржа Перека, в которых подробно рассматривается его роман «Жизнь, способ употребления». Татьяна Бонч-Осмоловская действительно, как клубок, распутывает различные мотивы, рассматривает формальные сложности, чтобы в конце концов прийти к выводу о спрятанной в этом романе детской травме писателя, которую очень сложно разглядеть за всеми хитросплетениями сюжета.
Татьяна Бонч-Осмоловская. Умножение сущностей: Статьи и рецензии / Предисл. В. Аристова. – М.: Проект Абзац, 2018. – 288 с. |
В сферу интересов автора этой книги, кроме перечисленного выше, попали романы «Автохтоны» Марии Галиной, «Прямой эфир» Валерия Хазина, «Свечка» Валерия Залотухи, стихи Всеволода Некрасова, Мишеля Деза, Полины Андрукович, Дениса Безносова, переводы датской поэтессы Ингер Кристенсен и «Книги часов» Райнера Марии Рильке. Отдельное эссе «Черемуха цветет» посвящено поэзии Осипа Мандельштама. В относительно коротких заметках разбираются книги Александра Горнона, Игоря Левшина, Сергея Соколовского и некоторых других. И все это написано живым, образным языком, поэтому впечатление о книге у читателя складывается настолько полное и емкое, что в некоторых случаях эти статьи и заметки вполне могут играть роль спойлеров. Отдельно следует отметить гендерную тематику, которая чем дальше, тем больше начинает интересовать Татьяну Бонч-Осмоловскую. Начинается все с рецензии на сборник стихов «бАб/ищи и глобальное потепление» и продолжается далее большой статьей о книге Екатерины Самигулиной «Коровья смерть» и подробным анализом сборника рассказов Анны Сапегиной «Мужчины провинциального города». Тема специфически женского восприятия мира и отражения его в творчестве становится у Татьяны Бонч-Осмоловской одним из методов анализа литературного произведения, что, безусловно, является крайне важным для всей нашей нынешней литературной ситуации. Так что в случае автора этой книги умножение сущностей привело к преумножению смыслов и далее к прояснению очень многих интересных и запутанных вопросов.
комментарии(0)