1
5699
Газета Non-fiction Печатная версия

22.02.2018 00:01:00

Оружие маленькой женщины

Полина Виардо дружила с Жорж Санд, беседовала с Чайковским, Вагнером и Диккенсом

Тэги: полина виардо, музыка, живопись, жорж санд, иван тургенев, германия, англия, россия, вагнер, берлиоз, флобер, делакруа, ференц лист, чайковский


7-15-11.jpg
Патрик Барбье. Полина Виардо / Пер. с фр. Н. Кисловой. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2017. – 480 с.

В нынешнем году исполняется не только 200 лет со дня рождения Ивана Тургенева, но и 175 лет с момента знакомства писателя с Полиной Виардо. Он был 25-летний начинающий поэт, она – звезда парижской и европейской сцены. В 1843 году гастрольная жизнь впервые привела ее в Петербург. После триумфального концерта и состоялось знакомство. Был такой ритуал: молодые аристократы, богачи, поклонники изящных искусств выражали восхищение артисткам после их выступлений. Порой после таких визитов завязывались краткосрочные романы, порой – многолетняя дружба. Тургенев и Виардо подружились на 40 лет.

Однако книга французского историка и писателя Барбье – не только о взаимоотношениях русского писателя-дворянина и французский певицы с испанскими корнями. Это полная биография Полины Виардо, солидная по фактическому материалу и написанная с литературным блеском. Барбье создал документальный роман с психологическими нюансами и остроумными замечаниями, с историческим и культурным контекстом, с деталями быта и ненавязчивыми музыковедческими подробностями. С чувством такта и меры, всегда присущим серьезной исследовательской работе. Это первая биографическая книга о Виардо в России, да и на родине певицы столь подробных жизнеописаний прежде не выходило.

Барбье показывает эволюцию таланта и жизненную судьбу Полины Гарсиа, в замужестве Виардо, дочери певца-испанца, перебравшегося с семьей во Францию. Семья у Полины была музыкальная, она росла под звуки оперных арий и фортепьянных аккордов. В семье царил также культ трудолюбия, все здесь зарабатывали нелегким трудом, подчас меняя специальности, переезжая туда, где легче реализовать себя. Уже в конце 1830-х Полина стала звездой парижской сцены, начала гастролировать по Европе. Муж, оставивший службу в театре и литературную работу, был ее личным импресарио. Голос Полины Виардо очаровывал меломанов во Франции и Германии, в Англии и России. Современники отмечали, что канонической красавицей ее нельзя было назвать: маленький рост, слишком смуглая кожа, непропорционально большой рот... Но все компенсировали природное изящество, артистизм и неустанная интеллектуальная деятельность. «Многие современники отдали бы все на свете, лишь бы провести несколько минут, обсуждая с ней литературу, живопись или музыку. Ее мягкость, ясность мысли, непринужденный и вместе с тем глубокий ум – оружие, не знающее промаха», – отмечает биограф.

Красавицей ее нельзя было назвать, но все компенсировали изящество, артистизм и интеллект.	Полина Виардо в роли Амины в опере Беллини «Сомнамбула». 	Литография К.В. Яненко с рисунка К.П. Брюллова. 1844. 	Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля
Красавицей ее нельзя было назвать, но все компенсировали изящество, артистизм и интеллект. Полина Виардо в роли Амины в опере Беллини «Сомнамбула». Литография К.В. Яненко с рисунка К.П. Брюллова. 1844. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля

Именно это, думается, и пленило Тургенева. Это влекло в ее общество лучших творцов своего времени. Прекрасная пианистка, она музицировала совместно с Шопеном. Обсуждала музыкальные новости с Берлиозом и Чайковским, художественные – с Энгром и Делакруа, литературные – с Флобером и Диккенсом. Много лет дружила с Жорж Санд, Сен-Сансом. Принимала в своем доме Листа, Вагнера и Брамса. Свободно говорила на пяти европейских языках, а благодаря многолетнему общению с Тургеневым немного освоила и русский. На протяжении всей жизни ее одолевала «жажда культурного универсализма», пишет Барбье. И это был не просто ритуал светского общения, а насыщенные беседы, споры, подчас обсуждение больших музыкальных проектов (как, например, работа с Берлиозом над новой постановкой оперы Глюка «Орфей»). Она была любительницей и знатоком народной музыки, ценила и исполняла произведения композиторов ХVIII века – Баха, Генделя, Перголези, Генделя, Вивальди, спасая их тем самым от забвения.

Анализируя отзывы современников, биограф отмечает, что Виардо поначалу казалась многим робкой. «Но думать так – значит плохо знать волевой характер этой маленькой женщины, которая всю жизнь будет проявлять твердую решимость даже в незначительных поступках и колесить по дорогам Европы, никогда не жалуясь». Второй родиной Полины стала Германия, где ее всегда превосходно принимали и где сам воздух, казалось, наполнен восхитительной музыкой. С прусским королем она однажды обсуждала музыку Глюка, несправедливо забытого в то время, и спела в Берлине партию из его оперы. В Россию и русских она влюбилась сразу и навсегда. Николай I, восхищенный концертом, пригласил ее в ложу императрицы, а на следующий день прислал Полине в подарок великолепные серьги. В Англию Виардо ездила с меньшей охотой, отчасти из-за того, что там умерла ее сестра, талантливая певица. В этой стране публика на концертах не столь тонко разбиралась в музыке и вела себя слишком чопорно, зато гонорары были неизменно щедрыми.

Биограф рассказывает и о совместных творческих проектах супругов Виардо с Тургеневым, жившим в их доме. Русский писатель сочинял либретто для камерных оперетт, музыку к которым писала Виардо (еще одна грань ее таланта) и сама же садилась за рояль во время домашних постановок. Тургенев даже выступал в качестве агента по поиску русских учениц для Полины, когда она оставила сцену. Иван Сергеевич уговорил-таки заядлого охотника Луи написать книгу очерков о путешествиях с ружьем. Барбье так пишет о доме Виардо: «Своего рода маленькая академия, ограниченная семейно-дружеским кругом». Круг этот стремительно начал редеть в 1883 году, когда один за другим ушли из жизни Луи Виардо и Иван Тургенев. Дом опустел, но Полина нашла в себе силы вернуться к музыке. В последние годы она сочиняла песни на стихи Лермонтова и Тургенева, написала оперетту «Золушка» и выступала промоутером русского репертуара во Франции (благодаря ей в этой стране часто исполнялись Чайковский, Танеев, Алябьев, Бородин). Виардо много повидала на своем долгом веку, связавшем время Пушкина и эпоху «Русских сезонов» Дягилева.

«Волей судьбы она оказывалась там, где скрещивались пути людей, пути народов», резюмирует биограф. Манеру, в которой пишет Барбье, кто-то наверняка назовет старомодной. Есть в этой книге черты классического благородства. В разговоре о великанах музыки, литературы и живописи ХIХ века такой слог кажется вполне адекватным. А уж по части владения фактическим материалом этому автору поистине нет равных.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Борис 08:32 23.02.2018

Зачем нынешним мужчинам та, которой нет, если они не пользуются теми, которых имеют.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
472
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1593
У нас

У нас

0
633
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
2009

Другие новости