От такого публика точно не отвернется. Генрих Семирадский. Отдыхает. Лежащая натурщица, 1881. Архангельский областной музей изобразительных искусств
К теме кино редакция Елены Шубиной обращается все чаще и чаще. Здесь вышли мемуары Дайан Китон, Джейн Фонды, Семена Лунгина, Марины Влади. А не так давно практически друг за другом увидели свет книга сценариста Павла Финна «Но кто мы и откуда» и сборник очерков кинокритика Антона Долина «Оттенки русского».
Воспоминания Финна – пестрый том, где нашлось местечко и обязательному привету из детства, и мудрым мыслям – цитатам великих, от Пушкина до Феллини, и теплым словам в адрес ушедших кинодеятелей его молодости, и вставкам-наброскам из ненаписанного романа. При этом Финн подчеркивает: «Я никогда не признавал себя писателем. Сценарист – и все, мне этого достаточно». Его книга сродни записям в блоге: вчера рассказал читателям, что, будучи маленьким, представлял себя летчиком и философом, сегодня вывешу байку о шубе Шкловского, завтра поделюсь увиденной где-то мудрой фразой, нашедшей нужные отголоски в душе. С такой книгой-блогом можно знакомиться маленькими порциями, не боясь потерять нити сюжета. Впрочем, по определению самого автора, «это никак не дневник, скорее – книга отзывов на все про все, в некотором смысле даже книга жалоб и предложений». Книга-зеркало российского кинематографа второй половины ушедшего века.
Павел Финн. Но кто мы и откуда: ненаписанный роман. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017. – 608 с. |
Сборник Антона Долина – зеркало отечественного кино начала нового столетия. Надо признать – сегодняшняя публика знает Долина в большей степени, нежели Финна. «Миссия в Кабуле», «Подарок Сталину», «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» – фильмы, снятые по сценариям Павла Финна, не все вспомнят. А некоторые их и вовсе не смотрели. Зато многие очень ждут советов Антона Долина, что посмотреть в ближайшие выходные. То его в шутливой форме «допрашивает» Иван Ургант в своем популярном шоу, то голос обозревателя звучит из радиоприемника, то на экспертные комментарии натыкаешься в СМИ и Интернете. И знакомишься с интересом.
У Долина сформировался собственный узнаваемый стиль, он стал столь же модным персонажем, как и Галина Юзефович в критике книжной. Тексты журналиста, собранные под одной обложкой, разнообразны по форме: рецензии на резонансные фильмы последних лет, интервью с именитыми режиссерами, анализ самых запоминающихся кинообразов. Вот, к примеру, что Долин говорит о фигуре Данилы Багрова: «Его растерянность, простодушие, безжалостность – наши. Он – человек, выпавший из контекста, живущий в пору больших перемен, но переставший чувствовать Историю. Он стреляет на поражение потому, что не хочет быть поражен в правах. Но в чем именно его права, знает нетвердо. Ему необходимы близкие, а их нет. Он ищет родных, но не находит.
Антон Долин. Оттенки русского: Очерки отечественного кино. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. – 496 с. |
комментарии(0)