Игорь Панин. Чужие. Статьи, колонки, рецензии, заметки. – М.: Скименъ, 2017. – 410 с. |
Сегодня качественная, добротная публицистика – явление едва ли не более редкое, чем высокохудожественный роман. В публицистических жанрах (как, впрочем, и во многих других) произошла подмена: вместо «произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества», – сплошные размышлизмы дневникового характера: путаные и сбивчивые рассуждения обо всем и ни о чем, приправленные к тому же изрядной порцией самолюбования.
Одно из счастливых исключений – новая книга поэта, литературного критика и публициста Игоря Панина «Чужие», под обложкой которой объединены статьи, колонки и рецензии, выходившие в последние годы в крупнейших российских изданиях, а также избранные посты из сети Facebook.
Публицистика Панина отличается сбалансированным сочетанием рационального и эмоционального, а еще – грамотной аргументацией своей позиции. В этом не только высокий профессионализм, но и своего рода уважение к читателю: самонадеянное «Я думаю, что…» заменяется на «Я считаю так… А теперь взглянем на факты». Согласитесь, что второй подход как минимум солиднее.
В книге хватает статей, посвященных политическим и социальным проблемам, но назвать ее «политизированной» язык не повернется. О таких масштабных вопросах, как национальное самосознание русского народа или проблема миграции, Игорь Панин пишет очень доступно, избегая безумных терминов и прочей мишуры, которую так любят пишущие (и вещающие с экранов) «златоусты» от политики.
Впрочем, немалая часть книги посвящена и проблемам литературы. Панина, как человека, имеющего возможность наблюдать литературный мир изнутри, проблемы эти, разумеется, не волновать не могут: «Если заходит речь о современной русской литературе, то неизбежно всплывают какие-то дрязги, скандалы, разоблачения. Редкий случай, когда можно поговорить о хорошем романе, о новом авторе, заявившем о себе последней книгой. Мы как-то отвыкли от того, что литература – это результат работы писателя. Для нас литература – это то, что вокруг нее. Это борьба за премии, это взаимные обвинения и оскорбления, судебные тяжбы и нечистоплотные литчиновники. Иной раз и хочется отвлечься от всего этого, поговорить исключительно о стихах, о прозе, но нет смысла… Литература сегодня – это как сериал: чем забористее сюжет – тем выше рейтинг». Кроме того, «литературная» часть «Чужих» отличается еще и высокой концентрацией разгромных статей – это отзывы на книги и произведения тех, кого принято считать звездами нашей словесности.
Отдельного внимания заслуживает раздел «Заметки из Фейсбука». Для того чтобы выносить в печать тексты из «интернетов», тоже требуется определенная смелость: пост в социальной сети – это нечто мгновенное, сиюминутное, импульсивное. А потому – не всегда достаточно продуманное и хорошо проработанное стилистически. Тем не менее соцсети и блогосфера являются сегодня едва ли не главными публицистическими площадками, а потому игнорировать это явление как минимум неправильно. Впрочем, фейсбучные тексты Панина практически не уступают «серьезным» статьям: отличие разве что в некотором смещении в сторону эмоционального.
В целом же получился сборник блестящей публицистики – подкупающе-искренней, остроумной, живо и очень талантливо написанной. А если говорить о целевой аудитории, то «Чужие» – для тех, кому небезразлична судьба русского мира во всех его проявлениях. А еще для тех, кто любит «поострее» – в лучшем смысле этого слова.