Вадим Гольцев. Терновый
венец атамана Дутова. – СПб.: Алетейя, 2017 – 168 с. |
Пожалуй, сложнее всего написать детектив, в котором, согласно сюжету, преступник известен заранее. Писателю приходится строить свое повествование так, чтобы читатель до последней страницы был заинтригован: каким образом полицейский (или частный сыщик) догадается и вычислит злодея.
Впрочем, нередко сама жизнь, а точнее, история подкидывает нам такие сюжеты.
Генерал-лейтенанта, атамана Оренбургского казачьего войска Александра Дутова (1879–1921) в эмиграции убили чекисты. Это была одна из первых операций советских спецслужб, проведенных за рубежом. Но ее детали долгое время оставались неизвестными, а показания свидетелей часто противоречили друг другу. Историк Вадим Гольцев (1930–2014) реконструировал механизм планирования и собственно ликвидации знаменитого атамана большевиками. Его обстоятельное исследование базируется на материалах архива президента Республики Казахстан, Казахского центрального государственного архива и ряда местных архивов. Почему казахских? Так ведь именно на его территории планировалась операция и оттуда через пограничную заставу «Хоргос» шли в китайский Синьцзян красные эмиссары.
Первоначально чекисты хотели похитить белого атамана. При помощи опиума и сайгаковых рогов (большая ценность в Китае) был подкуплен один из помощников местного губернатора. Но главный исполнитель – глава уездной милиции Джаркента, бывший комполка Касымхан Чанышев (еще во время службы в Красной армии завербованный чекистами) – не сумел выполнить приказа. Не помогла потомку местного хана и благоприятная легенда: наличие достаточного числа верных Чанышеву частей, чтобы поднять восстание в Джаркенте.
Тогда план изменили. Теперь Касымхану предстояло убить Дутова. Попутно у хана взяли в заложники родственников (в том числе супругу), а его собственное имущество конфисковали. Все родственники были предупреждены, что в случае невыполнения Чанышевым приказа их расстреляют. Равно как и самого Касымхана. Почти по Аль Капоне, любившему повторять, что при помощи револьвера и доброго слова можно добиться большего, чем просто доброго слова.
В итоге задание было выполнено.
Но это лишь отсрочило расправу. Касымхана Чанышева арестовали в 1938 году, после чего его следы теряются. Непосредственный убийца атамана – Махмут Ходжамьяров – был взят в 1937-м, а на следующий год расстрелян.
Что же, как и в детективах, наказание не всегда следует непосредственно за преступлением, становясь отложенным. Главное, что оно оказывается неотвратимым.