Музей как лицо эпохи.
– М.: Редакция журнала «Знание – сила», 2017. – 512 с. |
Эта книга – итог проекта «Музей как лицо эпохи», который осуществил научно-популярный журнал «Знание – сила». Причем осуществил отнюдь не случайно. Журнал, уделяющий много внимания истории, культуре, неоднократно писал о музеях. В разные годы выходили статьи о достойных представителях этих «хранилищ прошлого», о том, как они «стряхивают пыль веков» и осваивают новые формы работы, как стараются соответствовать времени, превращаясь в центры интеллектуального притяжения, где возможно объединение людей разного возраста и разных пристрастий. Казалось бы, все темы исчерпаны. Но нет!
Есть сельские, городские усадьбы или даже отдельные дома, связанные с именами людей выдающихся – писателей, художников, композиторов, государственных деятелей. Дома эти давно превратились в музейные объекты и дают прекрасную возможность увидеть обстановку, в которой жили эти люди, давно ставшие историческими личностями, ознакомиться с их вещами, картинами, рукописями, партитурами, письмами, книгами, словом, всем тем, что составляло смысл, содержание их жизни. И через них, через обстановку, вещи увидеть, понять этот смысл, почувствовать биение, нерв их ежедневного существования.
Но как бы это ни было само по себе важно и интересно, значение музейных объектов культуры гораздо шире. Когда-то здесь, в залах, гостиных, кабинетах, текла жизнь. Звучали речь, музыка, смех, здесь обсуждались самые важные на тот момент вопросы – семейные, политические, здесь увлеченно спорили о жизни, музыке, литературе… Это можно «услышать». Узнать, какие книги читали, как обставляли и украшали свое жилище. Были консерваторы или либералы, скучные или веселые. И главное: чем занимались, чем прославились? Прошедшая жизнь здесь как бы остановлена, и мы можем ее разглядывать, изучать.
Книга, венчающая проект «Музей как лицо эпохи», повествует о шести усадьбах (и пяти эпохах):
1. Палаты бояр Романовых, которые расположены на улице Варварке в Москве и являются филиалом Государственного исторического музея. Это рассказ о жизни в Москве и в России XVI–XVII веков.
2. Хмелита – родовое гнездо Грибоедовых и центральный объект Государственного музея-заповедника «Хмелита». Усадьба находится в Смоленской области неподалеку от Вязьмы. Это прежде всего рассказ о второй половине XVIII века, о том, чем жило семейство Грибоедовых и их друзья, что занимало и тревожило этих людей и как формировалось мировоззрение будущего автора «Горя от ума».
3. Городская усадьба на Старой Басманной в Москве, связанная с именем Василия Львовича Пушкина, поэта, дяди Александра Сергеевича Пушкина, человека яркого и весьма достойного. Теперь это музей В.Л. Пушкина, филиал Государственного музея А.С. Пушкина. Рассказ о дворянском быте начала XIX века.
4. Городская купеческая усадьба в Замоскворечье, в Щетининском переулке, теперь там Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Это тоже рассказ о первой половине XIX века, но о купеческом быте и о жизни самого Тропинина, дом которого находился неподалеку от нынешнего музея, на Полянке.
5. Дом в Клину, который снимал в последние годы жизни Петр Ильич Чайковский. Теперь это Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского. Речь о второй половине XIX века.
6. Городская усадьба Льва Николаевича Толстого в Хамовниках. Ныне Музей-усадьба Л.Н. Толстого в Хамовниках, филиал Государственного музея Л.Н. Толстого. Речь о жизни Льва Николаевича, его семьи и о жизни в Москве в конце XIX – самом начале ХХ века.
В книге собраны не только статьи и интервью, напечатанные в рамках проекта в 2017 году, но и более ранние публикации, вышедшие в журнале в разное время начиная с 60-х годов ХХ века. Все они рассказывают о том или ином периоде отечественной истории, о разных сторонах жизни в России, дополняя друг друга и создавая объемный портрет эпохи, которой они посвящены.
Важно отметить, что практически все статьи, представленные в сборнике, написаны профессиональными историками, искусствоведами и научными сотрудниками музеев. Это же относится и к содержащимся в сборнике интервью – их давали знатоки своего дела. Среди авторов такие известные историки, искусствоведы, как Нина Молева, Андрей Левандовский, Валентин Янин, Сигурд Шмидт, Александр Каменский, Юлия Кудрина, Виктор Безотосный, Елена Съянова и другие.