От чистой гармонии – к практике: эскиз декорации к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Иллюстрация из книги
Многие книги Эдуарда Кочергина, сделанные совместно с издательством «Вита Нова», следует назвать артефактами, знаменательными художественными событиями. Это и сборник пьес Чехова, иллюстрированных сценографическими работами художника, и его собственные литературные произведения «Ангелова кукла», «Крещенные крестами», «Записки планшетной крысы», «Завирухи Шишова переулка»… Кочергин берет в руки перо, чтобы изложить то, что пережил, перечувствовал, поэтому его проза, даже первая проба в литературе, была принята читателем сразу и безусловно, как правда, нужная людям.
Если он берется говорить о профессии, как на этот раз, личный практический опыт обязателен. Такое жизненное правило. В предисловии к книге он пишет: «Я не теоретик, я практик». А кому создавать теорию, которая будет понята, воспринята и послужит как художественная истина? Его умение говорить просто, ясно придает правилам искусства дополнительно убедительность и силу. «Есть сфера фантазии и вымысла», она прекрасна, привлекала всегда и привлекает сегодня, «но есть правила, которые не зависят от выдумки». Что тут не понять и как не запомнить. Нередко о новых хороших книгах об искусстве говорят: написано для профессионалов, требуются профессиональное внимание и знания. Это не хула вовсе, просто так и есть. Но вот книга, небольшая, аккуратная, скромно выразительная, которая написана для студентов, то есть сознательно определен круг читателей, а кажется, что каждый может понять. Доктор искусствоведения Владимир Леняшин аттестует ее как «научно-художественное произведение», художник Борис Заборов считает «важнейшим, увлекательным, практическим пособием по сценографической культуре», а режиссер Лев Додин – «учебником для режиссеров»! Вот и получается, что книга эта – слово об искусстве, вроде художественного университета для многих интересующихся театром. «Написать такую книжку, в которой вся жизнь – и профессия, и педагогика, и представления о смысле художественного творчества, – задача для немногих титанических личностей» – это отзыв генерального директора Бахрушинского музея Дмитрия Родионова.
Эдуард Кочергин. Категории композиции. Категории цвета. Практические исследования основных понятий: Учебное пособие для студентов, осваивающих дисциплину «Основы композиции» при получении высшего образования по специальности «Сценография».
– СПб.: РГИСИ, Вита Нова, 2016. – 160 с. + 210 ил. |
Вдохновленные такими отзывами, откроем книгу и выберем из основных понятий, употребляемых художниками, – гармонию!
«Гармония – высшая слаженность всех частей произведения, произведенная отсутствием в нем внутренних и внешних противоречий», – пишет Кочергин.
Все три раздела книги – «Категории композиции», «Категории цвета», «Соединение категорий композиции и категории цвета. Практика применения в сценографии» – так же просто, почти буднично вводят читателя в тайны гармонии, постигаемые как наука и свободные, как полет фантазии.
Не всем выпадет счастье учиться у Кочергина, но теперь каждый студент, где бы ни проходил курс, может получить от него азы профессии. Мастерская Кочергина открывает двери, надо только завести настольную книгу. Читатель найдет в книге сведения о сюжете композиции, важнейшей формальной категории, проследит на примерах из разных эпох; о ритме, горизонтальном и вертикальном, о движении ритма; о сомасштабности, нарушив которую можно забыть о гармонии; о цвете вообще и о сочетании тепло-холодных отношений, о нескончаемых нюансах и вариантах, наконец, получит задание от мастера и попробует самостоятельно выполнить его. Что касается не поступивших в ученье, а только интересующихся искусством, для них академические знания, изложенные ясным, строгим языком, тоже вполне доступны. Казалось бы, и без этих знаний непрофессионал может оценить картину, эскиз, макет, но, приобщившись в силу своих потребностей, обретет нечто очень важное – художественное восприятие.
Недаром Сергей Бархин называет Кочергина «великим сценографом, гроссмейстером сцены, магистром ордена сценографии и даже генералиссимусом театра». Уроки его не догма, но всеобъемлющи. Книга Кочергина помогает каждому познать категории «изобразительного дела», но не только это. Как и его индивидуальная практическая программа преподавания в Санкт-Петербургском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и Санкт-Петербургской академии театрального искусства, книга несет на себе отпечаток личности и даже характера художника, а ведь это не повесть. Дело в том, что у Кочергина можно научиться не только мастерству, но и искусству жить – жизнестойкости, скромности и спокойной уверенности в себе, независимости от власти начальства, от коллег, от обстоятельств. Он из тех, кто умеет, рискует плыть против течения и так служит гармонии мира. Нельзя не отметить в этой связи, что в иллюстрациях – работы гениальных художников и студентов существуют на равных, потому что нужны, востребованы сутью задания, уважительно поданы не по рейтингу авторитетов. 13 молодых художников из Мастерской Кочергина поименованы с указанием работ. Приведу слова авторского заключения: «На издание этой работы я решился, получив удовлетворительный результат на практике в театре и добившись успеха в подготовке профессионалов по моему методу».