На шоссе Энтузиастов строили предприятия, научные институты, жилые дома. Поселок завода «Прожектор». 1950-е годы. Иллюстрация из книги
Когда-то по этой дороге гнали каторжников из Москвы в Сибирь, вдоль трассы строились монастыри и избы Рогожской ямской слободы, возникали предприятия и рабочие поселки. Старинная Владимирская дорога получила в советское время название шоссе Энтузиастов – в честь строителей коммунизма, тех, кто возводил здесь корпуса «Серпа и молота», «Компрессора», «Нефтехима» и «Прожектора», кто монтировал оборудование Сталинской ТЭЦ, жил в новых домах у Заставы Ильича и на Дангауэровке.
Историк архитектуры и градостроения Москвы Алексей Рогачев любит писать о больших магистралях, крупных проектах ХХ века. В своей новой книге он исследует шоссе Энтузиастов от самых истоков, то есть от Константино-Еленинской башни Кремля, выходящей на Васильевский спуск. Когда-то в башне существовали ворота с проходом к улице Варварка (одной из древнейших в городе), которая задает направление на восток: Солянка, Николоямская, улица Сергия Радонежского, бульвар Энтузиастов… И лишь потом начинается длинное и широкое шоссе, давшее название книге. С этим путеводителем можно идти, почти не сворачивая, от храма Василия Блаженного до границ города.
Автор ведет речь не только о старинных храмах, особняках и прочих изящных материях. Рогачев дает характеристику зданиям, мостам и железнодорожным станциям, говорит о планировке районов и трассировке улиц, асфальте и газонах, дорожных знаках, пешеходных переходах, затрагивает вопросы коммунального хозяйства и экологии. Дает большой объем сведений, не перегружая, однако, специализированной информацией. Ведь эта книжка не только для краеведов, но и для обычных читателей, интересующихся историей Москвы.
Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений.
– М.: Центрполиграф, 2017. – 288 с. |
Рогачев пишет о промышленной истории Москвы, которая во многом создавалась вдоль этого шоссе. Здесь находился завод Гужона (позже «Серп и молот») – единственное металлургическое предприятие столицы. На «Компрессоре» в 1941-м делали пусковые механизмы для катюш, да и конструкторское бюро по созданию легендарного гвардейского миномета находилось именно в его стенах. Первый в СССР электродный завод строился в начале 30-х годов (как и многое тогда в нашей стране) при участии немецких специалистов. Большое значение для экономики и для армии имел завод «Прожектор», возле которого был создан жилой квартал с амбулаторией, фабрикой-кухней и детским садом, а близлежащий кинотеатр «Слава» спроектировал корифей неоклассики Иван Жолтовский. Ныне практически все эти флагманы первых пятилеток не работают, а часть их корпусов снесена.
Рассказывая о ТЭЦ-11 (на ней, кстати, работают герои фильма Хуциева «Застава Ильича»), автор делает экскурс об электрификации и теплоснабжении Москвы в годы первых пятилеток. Здание теплоэлектроцентрали, утверждает Рогачев, «относилось к лучшим образцам промышленной архитектуры 30-х годов».
На этой трассе можно увидеть пожарную каланчу 1927 года, конструктивистский клуб «Пролетарий» с пятиэтажной башней, придающей зданию асимметричный облик. Фанатов эстетики авангарда притягивает квартал Дангауэровка – «пожалуй, самый интересный архитектурный ансамбль в окрестностях шоссе», как считает исследователь. Попутно автор рассказывает и о немецких фабрикантах Дангауэре и Кайзере, давших имя здешнему заводу, позже переименованному в «Компрессор».
Близ бывшего «каторжного» шоссе еще до войны возникло множество учебных и научных учреждений. На месте Анненгофской рощи, в начале ХХ века уничтоженной смерчем, в 20-е годы под руководством архитектора дореволюционной выучки Александра Кузнецова строился комплекс зданий Всесоюзного электротехнического института. Рядом построили Московский электротехнический институт народной связи и Московский энергетический институт. Все это, отмечает Рогачев, не просто важнейшие технические вузы, но и интереснейшие памятники конструктивизма.
Лязг паровозов, дым фабричных труб, проходные секретных институтов… Но не только промышленностью и наукой знаменито шоссе Энтузиастов. В дальней части к нему выходит южная оконечность Измайловского парка, где планировали устроить детскую железную дорогу, но помешала война. Дальше – территория бывшего дачного Новогиреева, где современные проспекты и улицы сохранили планировку тенистых аллей начала ХХ века. Предприниматель Александр Торлецкий в те годы застроил место близ деревни Гиреево типовыми загородными домиками в один и два этажа, каменными и деревянными (лишь два из них сохранились до наших дней). В советское время, отмечает Рогачев, тихое дачное Новогиреево пало под напором индустриализации. Позже других начали застраивать район Ивановское – бывшую деревню, которую в 1960 году перерезала пополам Кольцевая автодорога. Словно в подражание ей жилые дома района имеют закругленную форму. Дальше – уже Подмосковье.