Улиц и площадей, названных в честь известных писателей или живописцев, полным-полно в любом крупном городе. А вот топонимы, увековечившие книжных дизайнеров и графиков, куда более редки. Их в России, можно сказать, раньше совсем не было. И вот недавно в одном из московских районов все улицы получили имена художников и архитекторов 20–30-х годов прошлого века. А это ведь был и золотой век книжного дизайна. На карте столицы появились имена выдающихся экспериментаторов-книжников: Александра Родченко, Варвары Степановой, Лазаря Лисицкого, Льва Юдина.
Причем некоторые из этих имен имеют значение и для историков-краеведов. Лисицкий, получивший архитектурное образование в немецком Дармштадте, в 20-е годы предложил идею строительства «горизонтальных небоскребов» и спроектировал в Москве новаторское здание типографии (оно находится в 1-м Самотечном переулке). Родченко оформлял рекламными плакатами стены домов, разрабатывал дизайн уличных торговых павильонов и одежды продавцов. Марк Шагал в 1918 году превратил центр Витебска в революционно-театральную декорацию. Это было время, когда художники выходили на улицы, обращались к жителям городов напрямую. Им были подвластны все формы и жанры. Оформители книг называли себя конструкторами, архитекторами. Граверы, оставив резцы, создавали монументальные панно для фасадов зданий.
Московский квартал художников-авангардистов находится на месте крупнейшего в городе автозавода. Это важный символ: машина играла большую роль в системе образов как писателей, так и художников эпохи конструктивизма. Сам процесс творчества в ту пору стремились механизировать, поставить выпуск шедевров на конвейер. Авторы отказывались от своих имен ради скорейшего воплощения коллективистской утопии. Скоро на месте заводских корпусов вырастут дома, своей планировкой и раскраской напоминающие о холстах Кандинского и Малевича, о чертежах Мельникова и Леонидова. Многоэтажки станут своего рода собранием книг с авангардистскими иллюстрациями. Наверняка Родченко и Лисицкому понравилась бы такая библиотека.