Петр Яковлев. «Эффект Трампа» или конец глобализации? – М.: РУСАЙНС, 2017. – 144 с. |
Монография Петра Яковлева, профессора кафедры международного бизнеса и таможенного дела Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова и руководителя Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН, – актуальное и интересное исследование о проблемах и судьбах глобализации в связи с резким поворотом в сторону протекционизма главного «глобализатора мира» – США после избрания президентом Дональда Трампа.
Автор, подчеркну, не антиглобалист, а реалистично мыслящий аналитик, показывающий, что нынешний неолиберальный вариант глобализации имеет, несмотря на ряд плюсов, много изъянов и в немалой мере контрпродуктивен для многих развивающихся и развитых стран.
Дело в том, что хотя за последние три-четыре десятилетия в целом на планете высокими темпами происходило накопление физического и человеческого капитала, существенно повысилась интеграция мирового хозяйства, многократно вырос ВВП, а доля землян, живущих в критической бедности, многократно сократилась, в мире, как отмечает автор, накопилось много перекосов и диспропорций.
Финансиализация глобальной экономики, которая в последние десятилетия буквально зашкаливала, вызвала затяжной кризис, резко усилила неустойчивость и нестабильность воспроизводственных процессов в мировом хозяйстве, привела к значительному усугублению проблемы задолженности. Обострились проблемы неравенства в глобальной экономике – как на (полу)периферии, так и в центрах мирового хозяйства. Эти факторы, негативно сказывающиеся на инвестиционном и потребительском спросе населения, привели к торможению экономического роста в развитых и во многих регионах развивающихся стран, о чем автор пишет в книге.
США, сдавая в последнее время ряд позиций в мировой экономике (в ВВП, объеме мировых инвестиций и торговле) быстрорастущим крупным развивающимся странам (прежде всего Китаю), после ряда попыток усилить свою международную конкурентоспособность в рамках реализации либерального проекта решили с приходом администрации Трампа самоусилиться, прибегнув к политике протекционизма, и на этой основе решать накопившиеся структурные и институциональные проблемы. Автор полагает, что все же фундаментальной деглобализации мировой экономики в этом случае не произойдет, но частичной ее фрагментации не избежать. При этом остаются немалые сомнения в выверенности внешней и внутренней экономической политики 45-го американского президента. Автор прав, отмечая, что агрессивный протекционизм может не столько помочь, сколько навредить США в деле укрепления их международной конкурентоспособности и экономической безопасности.
В компактном по своему формату исследовании автору не удалось избежать некоторой схематичности при изложении современных проблем развития России, стран Азии и Европы. Лучше проанализированы проблемы Латинской Америки. Но практически ничего не сказано об Африке или о Ближнем Востоке.
Не со всеми цифрами, приведенными в книге, можно согласиться. Если основываться на данных автора, среднегодовой темп прироста мирового ВВП сократился более чем вдвое – с 5,7–5,8% в 1980–2010 годах до 2,6–2,7% в 2010–2015 годах. Если же сделать расчет по данным Всемирного банка (ВБ), исчисленным в паритетах покупательной способности валют в 2011 году (что позволяет дать сравнительно корректную картину динамики роста мировой экономики в последние десятилетия), рассматриваемый показатель в целом не изменился, составив по каждому из двух периодов в среднем 3,3–3,5%.
Приводя данные о том, что в 2015 году мировой экспорт товаров и услуг сократился почти на 13%, было бы справедливо, если бы автор для полноты картины сообщил, что по физическому объему мировой экспорт все же вырос, хотя и не так значительно, как в прошлом (на 3,3%).
Несмотря на наличие ряда неточностей и дискуссионных моментов, полагаю, что книга Яковлева – солидное и полезное исследование. Оно, надеюсь, будет с интересом встречено читателем, который найдет в ней немало пищи для размышлений о тенденциях и контртенденциях глобального экономического развития человечества на одном из поворотных моментов своей эволюции.