У московской церкви Сошествия Святого Духа, что близ Марьиной Рощи, в марте восстановили надгробный памятник матери Федора Достоевского. Надгробие стояло там с 1837 года, а через 100 лет было снято и оправлено в музейный запасник. Теперь его отреставрировали и заново установили при стечении общественности. Церемония сопровождалась литургией, выступлением филологов, краеведов и даже историков медицины (муж Марии Федоровны Достоевской, отец писателя, был врачом Мариинской больницы для бедных). С этого события, отметил один из выступавших, начинается череда мероприятий, приуроченных к приближающемуся 200-летию Ф.М. Достоевского.
История этого памятника – обыкновенная для советского времени. Марию Федоровну похоронили на старинном Лазаревском кладбище, к которому относилась и Святодуховская церковь. После революции, когда умерли вдова и сын писателя (а дочь жила за границей), ухаживать за могилой стало некому. Памятник опрокинули, но хотя бы не распилили на бордюрные плиты, как это нередко происходило в 20-е годы. Вскоре Лазаревское кладбище упразднили, на его месте устроили общественный парк, и поныне там существующий. Не востребованные родственниками останки перемешались в земле. Но в Москве до войны уже существовал государственный Музей Достоевского, и его сотрудники забрали к себе памятник матери классика. Восемь десятилетий он хранился в чулане. И вот наконец его вновь установили: конечно, не совсем на том месте, где была когда-то могила Марии Достоевской, а где-то неподалеку.
Посмертная судьба членов семьи Федора Достоевского вообще непроста. Его жена Анна Григорьевна скончалась в Ялте, там же была похоронена, но через полвека останки перенесли к мужу, в Петербург. Могила сына писателя Федора Федоровича на Ваганьковском кладбище не сохранилась. Прах и надгробие дочери Достоевского Людмилы, умершей в 1926 году в Италии, через три десятилетия переместили на новое место после ликвидации кладбища.
Нет в России покоя литературным покойникам. С кладбища на кладбище переносили останки Гоголя, Чехова, Языкова, Веневитинова, Хомякова. Прах Маяковского спустя несколько лет вынули из колумбария и закопали в землю на другом погосте. Захоронение Михаила Загоскина при перепланировке в Новодевичьем монастыре целиком уничтожили, но потом, спохватившись, воссоздали памятный камень. Завещания писателей, в которых они оговаривали место и способ своего погребения, нарушались. Что уж говорить о репрессированных писателях – от них не осталось ни холмика, ни крестика. В этом у России тоже особый путь: здесь надгробную плиту заменяют полные собрания сочинений.