0
3706
Газета Non-fiction Интернет-версия

13.04.2017 00:01:00

Поляки съели библиотеку

Тэги: история, константинополь, библиотека, кремль, иван грозный, иван iii, москва, османская империя


история, константинополь, библиотека, кремль, иван грозный, иван iii, москва, османская империя На фреске во Флоренции юный Фома Палеолог, отец Софьи, изображен на белом коне. Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов (фрагмент). 1459–1460. Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция

Исследование Татьяны Матасовой порой поэтично, автор рисует впечатляющую картину упадка столицы Византии начала XV века: «Строения старого императорского дворца оставались заброшены, отдельные районы города заросли дикими розами, в которых пели соловьи». Деспот Фома Палеолог, вместе с братьями деливший власть в Морее – владении Византии на Пелопоннесе, покорил соседнее Ахейское княжество, одно из последних государств «франкских» крестоносцев, и женился на дочери управлявшего Ахеей влиятельного генуэзского купца Заккариа Чентурионе Екатерине. Она родила дочь Софью, которая никогда в жизни не видела Константинополя. Это был один из первых браков, столь модных в современных монархических семьях – мать Софьи не была в прямом смысле простолюдинкой, но и аристократкой не являлась.

Сериал «Софья», недавно прошедший на одном из федеральных телеканалов, во многом основан как раз на мифах – что объяснимо задачами телевидения. Тем, кто черпает познания об истории из других источников, будет нелишним обратиться к книге Татьяны Матасовой, в которой достоверно описана сцена прибытия в Москву греческой деспины – дочери деспота. В ее свите был римский прелат, «лягатус» – легат, то есть посол, Антоний, демонстративно державший в руках крупный католический крест. В телепроекте сцена построена вокруг главной героини – именно Софья там уговаривает «лягатуса» убрать символ латинской веры. В реальности спрятать крест в сани в жесткой форме Антонию по желанию Ивана III приказал воевода Федор Давыдович Хромой, герой недавней битвы на Шелони.

12-15-11.jpg
Татьяна Матасова.
Софья Палеолог. – М.:
Молодая гвардия,
2016. – 301 с.
(Жизнь замечательных людей)

С Софьей накрепко связан вопрос, точнее, старомосковская легенда о так называемой библиотеке Ивана Грозного. Передают, что якобы Софья привезла с собою в виде приданого собрание рукописей и книг византийских императоров. «Тем, кто вхож в подвалы Российской государственной библиотеки, могут показать пыльные проходы, соединяющиеся какими-то тайными тропами, которые раньше якобы вели в кремлевские подземелья», в которых и спрятана библиотека Грозного царя, внука Софьи Палеолог. Татьяна Матасова продолжает: «Высказывалась и версия о том, что библиотека Ивана Грозного существовала, однако была съедена поляками в 1612 году, когда в занятом ими кремле начался голод…» Бегство отца Софьи, деспота Фомы, с Пелопоннеса было столь поспешным, что если бы у него и сохранилась часть константинопольской библиотеки, то взять ее с собой он не мог. В 1654 году патриарх Константинопольский Паисий писал, что «многие книги… в царской (императоров Византии) библиотеке, которую не уничтожили турки до сего дня, но имеют ее в чести, сберегают и хорошо хранят, и прячут по Божьему промыслу». Софья, по-видимому, взяла с собой несколько списков древних рукописей – их отголоски можно найти в русской словесности XVI века. Однако говорить об обширном собрании, спасенном из Константинополя, как бы ни была удобна эта версия в широком смысле духовной преемственности от Византии, увы, не приходится.

Еще одна легенда гласит о том, что Софье удалось выжить из стен кремля представителей Орды. Якобы она смогла получить – по одним сведениям, у татарского князя, которого пригласила на крестины своего сына, по другим – у жены хана – в свою собственность так называемый татарский дом, срыла его и построила храм Святого Николая. Сведения принадлежат иностранцам: первым об этом рассказал австрийский посланник Герберштейн. Однако храм был построен в 1477-м или в 1506 году; если верна первая дата, то строительство не могло быть связано с Софьей, сын у которой родился в 1479 году, и если принять вторую – то строительство падает на время после кончины Софьи. Однако Герберштейн записывал легенду со слов Юрия Траханиота, по-русски Юшки Малого, влиятельного представителя греческой придворной группировки. Греки при московском дворе стремились к освобождению Руси от ордынской политической зависимости, которая мешала направить усилия Москвы на изгнание турок из Константинополя. В конечном счете Софья приложила к этому усилия: «Наиболее активные греки стремились влиять на Ивана III, используя все доступные способы», – говорит Татьяна Матасова.

Из исследования видно, что влияние Софьи на московского великого князя – плод позднего осмысления роли византийской деспины. Концепция Третьего Рима, сформулированная монахом Псковского Елизарова монастыря Филофеем в 1520-е годы, не имеет к Софье прямого отношения. Однако римлянка уже самим фактом присутствия в великокняжеской семье заставила московских книжников обратить свои взоры к Риму второму, Константинополю, который, впрочем, по их мнению уже впал в осквернение веры, за что и был наказан османским завоеванием. «В основе политики Ивана III лежал солидный корпус представлений о Западе и Востоке, складывавшийся в русской культуре на протяжении нескольких столетий», и Софья, как бы и была влиятельна и любима, не могла этого изменить. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
931
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
479
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
419
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
533

Другие новости