Великий князь Андрей Владимирович во
всей красе. Иллюстрация из книги |
Во всей этой истории с абсолютно нелепой травлей еще не вышедшего фильма «Матильда», наверняка унесшей столько здоровья у Алексея Учителя, есть все же один положительный результат. Многочисленные телезрители и пользователи Всемирной сети узнали про Матильду Кшесинскую и ее мужа, великого князя Андрея Владимировича.
Князь был, безусловно, знаковой фигурой русской истории. Внук Александра II, герой Первой мировой, командующий лейб-гвардии конной артиллерией, он все же вошел в историю именно в связи со своим браком с великой балериной, а потом и как верный представитель Кирилла Владимировича, законного, на его взгляд, главы Дома Романовых в изгнании.
В его жизни были невероятный побег из красноармейского заключения, спасение сына из гестаповских застенков через 30 лет и огромная благотворительная работа по помощи нуждающимся русским эмигрантам.
Книга «Лейб-гвардии конная артиллерия в боях и операциях Великой войны 1914–1917: Материалы для истории», вышедшая под эгидой московского издательства «Русский путь» и объединения «Вифсаида», возвращает нам еще одну грань этого блистательного человека: замечательного военного мемуариста и историка.
В октябре 2014 года в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына состоялась торжественная передача в дар дому архива Общества взаимопомощи офицеров лейб-гвардии Конной артиллерии в Париже. Подарили его потомки участников этого объединения во главе с Кириллом Владимировичем Киселевским, ныне, к сожалению, покойным. В составе собрания было полтора десятка томов уникальных исторических документов, тщательно сброшюрованных и описанных. Великий князь лично занимался этой работой.
Лейб-гвардии конная
артиллерия в боях и операциях Великой войны 1914–1917: Материалы для истории. – М.: Вифсаида: Русский путь, 2016. – 368 с. |
«Военный дневник» Андрея Владимировича достаточно хорошо известен исследователям, равно как и его воспоминания. Однако в этом уникальном архиве был найден расширенный вариант военных мемуаров великого князя о его участии в Первой мировой.
Именно этот источник и стал основой книги. «Я выполнил свой долг, записав дорогое нам прошлое как можно лучше», – писал князь Андрей.
Известные военные историки Домнин, Гущин и Егоров подготовили том «Лейб-гвардии конная артиллерия в боях и операциях Великой войны 1914 –1917: Материалы для истории». Сюда вошли записки великого князя Андрея Владимировича «Война 1914–1917. Личные воспоминания», а также воспоминания полковника Владимира Хитрово «Поход в Восточную Пруссию» и статья Бориса Лагодовского «3-я батарея лейб-гвардии Конной артиллерии. 1914–1917».
Оба офицера, через много лет после своей смерти ставшие в этой книге соавторами Андрея Владимировича, в принципе в той или иной степени были ими и при жизни, во время парижской эмиграции. Владимир Сергеевич Хитрово публиковался в русских военно-исторических журналах, возглавлял Общество ревнителей русской военной старины, а после смерти Андрея Владимировича стал председателем Общества взаимопомощи офицеров лейб-гвардии. Борис Аркадьевич Лагодовский, когда уже не стало самого Хитрово, сменил его на этом посту.
Надо сказать, что книга эта будет интересна не одним военным историкам. Авторы, описывая события Первой мировой войны, не только размышляли над ходом армейских операций. Здесь яркие портреты солдат и офицеров, мысли о причинах неудач и трагедии русской армии. Но главное, это взволнованные свидетельства русских офицеров, не отступивших от своего долга и донесших все, что они хотели сказать, до потомков.
Книга великолепно оформлена Домниной. В издание вошел целый ряд фотографий из архива Общества взаимопомощи, запечатлевших как самих авторов, так и их боевых товарищей в окопах и на полях боев. К книге приложен электронно-оптический диск, на котором воспроизведены карты боевых действий, а также история Конной артиллерии, составленная Киселевским.
«Я верю в то, что кровь известных и бесчисленного количества неизвестных героев, в рядах лейб-гвардии Конной артиллерии обильно пролитая на полях сражений Аустерлица, Бородина, Лейпцига, Балкан и многих, многих боев Великой войны, не будет забыта Армией возрожденной России», – писал Борис Аркадьевич Лагодовский. И добавить к этому нечего.