Льву Троцкому в качестве главы Красной армии альтернативы не было. Фото Библиотеки Конгресса США. 1919
В общественном сознании конфликты и расколы внутри руководства советского государства связаны непосредственно с послеленинским периодом, а точнее – с правлением Иосифа Сталина. Борьба с Львом Троцким и его сторонниками, устранение мнимых и реальных противников вылились в так называемый большой террор. Правда, кто-то более продвинутый, возможно, припомнит споры членов ЦК с Владимиром Лениным по поводу октябрьского переворота 1917 года или заключения Брестского мира с Германией… Но все равно Компартия периода Гражданской войны воспринимается как монолит.
Книга московского ученого Сергея Войтикова детально восстанавливает историю борьбы за власть в руководстве Коммунистической партии после ранения Ленина 30 августа 1918 года (покушения эсерки Фанни Каплан). Тогда на роль лидеров выдвинулись главы Центрального исполнительного комитета Яков Свердлов и председатель Высшего военного совета Лев Троцкий.
Историк показывает, как выздоравливающий Ленин постепенно возвращал себе власть. Главе партии помогал психологический фактор, он воспользовался «готовностью (привычкой) ближайших соратников терпеть в качестве вождя его самого, но не Свердлова и не Троцкого». Кроме того, справедливо отмечает Войтиков, Яков Михайлович и Лев Давидович взаимно не доверяли друг другу.
Борьба (или, точнее, возвращение власти) продолжалась довольно долго. В числе прочего она вылилась в стремление установить контроль над спецслужбами (ВЧК) и армией. Ленину удалось выиграть оба поединка (хотя в случае с ВЧК ценой целого ряда уступок и компромиссов). Так, путем децентрализации военного управления Ленин «замкнул» на свежесозданный (осень 1918 гола) лояльный ему военно-политический орган – Совет обороны – все снабжение армии.
Парадоксально, но, несмотря на поражение в борьбе с Лениным и наличие противников («военная оппозиция» в лице Климента Ворошилова, Георгия Пятакова, Андрея Бубнова и отчасти Иосифа Сталина), Лев Троцкий остался во главе Красной армии. Войтиков пишет, что на VIII съезде партии, проходившем в марте 1919 года, Ленин и «военная оппозиция» не решились сместить мятежного наркома, так как не смогли найти ему альтернативы. С другой стороны, после съезда армия оказалась полностью подконтрольна высшему политическому руководству – Всероссийское бюро военных комиссаров было реорганизовано в Политуправление, ставшее одним из отделов Компартии.
Сергей Войтиков.
Узда для Троцкого. Красные вожди в годы Гражданской войны. – М.: АИРО-XXI, 2016. – 432 с. |
Не менее интересны в книге оценки большевиками событий, на фоне которых происходила описываемая борьба (потеря Казани и другие неудачи на фронте). Так, один из руководителей ЧК Мартын Лацис предостерегал Ленина от отправки коммунистов на передовую – от «такой нецелесообразной траты сил… у нас останется в центре одна сволочь». Тем более что на роль простых армейцев коммунисты «тоже мало годятся». Интересная самохарактеристика Мартына Яновича.
К сожалению, работа Войтикова не лишена недостатков. Временами автор грешит публицистичным стилем. Все-таки образ Сталина как «усатого мародера под скромной личиной главного партаппаратчика» более пристал безответственной публицистике времен перестройки, чем глубокому, во многом новаторскому исследованию. Тем более что воссозданные ученым факты настолько безотрадны, особенно в свете последующих событий, когда диктатура Ленина сменилась диктатурой Сталина, что не нуждаются в подобных эффектах. Как там у Бориса Пастернака: «Культ личности забрызган грязью,/ Но на сороковом году/ Культ зла и культ однообразья/ Еще по-прежнему в ходу./ И каждый день приносит тупо,/ Так что и вправду невтерпеж,/ Фотографические группы/ Одних свиноподобных рож».