Александр Ли.
Безобразный Ренессанс: Секс, жесткость, разврат в век красоты/ Пер. с англ. Т. Новиковой. – М.: Кучково поле, 2016. – 448 с. |
Обойдемся без красивых исторических иллюзий, согласно которым мрачное прошлое постепенно благодаря неудержимому прогрессу превращается в почти сверкающее продвинутое настоящее (хотя и не лишенное родимых пятен архаики). Ренессанс – это новые открытия, научные и географические, гуманизм и великие творения художников и скульпторов, пробуждение интереса к античности.
Александр Ли, преподаватель Оксфордского университета и исследователь итальянского Возрождения, посвящает отдельную главу проблеме Ренессанса, а точнее – толкованию этого термина. Среди определяющих его характеристик – острое чувство индивидуальности, а также достижение более высокой степени натурализма в искусстве.
Ли обстоятельно рассказывает об изнанке этого времени, его страстях, иллюзиях и фобиях. «Ренессанс – это время головокружительных расходов, равных которым не знала история. Торговые банкиры Италии быстро поняли, что нет границ ни у денег, которые они могут потратить, ни у того, на что можно их потратить. Конечно, как многие современные богатейшие мужчины и женщины, они находили определенное удовлетворение в крупных и весьма публичных пожертвованиях благотворительным институтам. Но куда больше довольства приносили им более прямые способы удовлетворения потребности в общественном признании. Ослепительные украшения, изысканные ткани, расшитая золотом одежда, богатейшие шелка и лучшие арабские скакуны приобретались в невероятных количествах. Каждый день устраивались колоссальные банкеты для сотен гостей, и повара готовили десятки изысканных блюд. По самым незначительным поводам устраивались праздники, перераставшие в настоящие вакханалии. Количество слуг во дворцах превосходило все ожидания. Роскошь – вот единственное, что было по-настоящему важно».
Для этих богачей, торговых банкиров в начале XV века искусство и архитектура стали способами впечатляющей демонстрации своего богатства. Для этого использовались не только дворцы, но и общественные пространства, где протекала городская жизнь, банкиры вкладывали средства в реконструкцию и строительство новых часовен и монастырей.
В масштабах роскоши никто не мог сравниться с Козимо де Медичи – Вазари писал о дворце Медичи-Риккарди, что в «наши дни там удобно размещались короли, императоры, папы и все что ни на есть знаменитейшие государи Европы, на все лады восхвалявшие как великодушие Козимо, так и выдающееся мастерство Микелоццо в архитектуре».
Но так наглядно, напоказ выставленное богатство порождало в том обществе – как, впрочем, и сейчас – обиду и моральное неодобрение, что вызвало необходимость в формировании общественного мнения, что богатство не всегда идет рука об руку с алчностью. Доказательства ценности «свершения великих дел» были изложены августинским монахом фра Тимотео Маффеи в книге «О великолепии Козимо Медичи», посвященной похвале меценатства.
Поскольку «Ренессанс был золотым веком наемников», Ли уделяет внимание военному делу и переменам, которые с появлением арбалетов произошли в доспехах, и в том, что рыцари из-за опасности попасть под арбалетные болты и стрелы перестали действовать в одиночку, нуждаясь в запасных лошадях и прикрытии пехотинцев. Ли делает вывод, что «из-за технологических изменений война стала более профессиональным занятием. Для овладения арбалетом или большим луком необходима была практика». Поскольку войны – долгие и требующие расходов кампании, то враждующие итальянские города-государства пользовались услугами профессионалов, которые примерно с начала XIV века вытеснили местные войска. В Италию с разных концов Европы прибывали наемники, которые не принимали чью-либо сторону в конфликтах по «идеологическим соображениям», предпочитая делать свой выбор в пользу звонкой монеты.
Ставшие во главе их отрядов предводители – кондотьеры – обычно заключали контракты с городами. Длительность обычного контракта составляла четыре–восемь месяцев, потом отряд или возобновлял контракт, или переходил к другому «заказчику». Уважаемым кондотьерам возводили памятники. Так, в 1436 году флорентийская Синьория заказала огромный надгробный памятник сэру Джону Хоквуду – «варвару»-англичанину, почти 17 лет без перерыва служившему Флоренции и считавшемуся «лучшим капитаном и самым опытным и искусным воином во всей Италии».
В книгу включены цветные иллюстрации работ художников того времени. В приложениях даются родословная рода Медичи и список римских пап эпохи Ренессанса.