1985-й. Диана и Чарльз. Кажется,
что жизнь прекрасна... Иллюстрация из книги |
Андрей Тарковский считал, что человек не создан для счастья. Кинорежиссер говорил, что есть вещи важнее, чем счастье, а поиск истины всегда болезнен. Прочитав книгу Балашовой, можно сделать вывод, что леди Диана бессознательно шла по пути, который показал для человечества великий экзистенциалист от кинематографа.
Вообще нужно отметить – Виктория Балашова очень точно находит те самые детали, которые характеризуют персонажей. В данном случае основные действующие лица – это принц Чарльз и принцесса Диана. Очередная книга non-fiction об известных людях нужна лишь в том случае, если она раскрывает героев с неожиданной стороны, и в данном случае это так и есть.
Российские СМИ идеализировали принцессу и совсем уж изничтожили образ принца: прелюбодей, бесчувственное животное и т.д. В книге перед нами предстают другой Чарльз и другая Диана. Неоднозначные и реальные. Особенно интересен образ принцессы, так как показать весь клубок противоречий очень сложно.
Диана в книге Виктории Балашовой, с одной стороны, капризная, неуравновешенная неврастеничка, которая, кроме всего прочего, страдает булимией (заболевание, в основе которого лежит нервно-психическое расстройство, проявляющееся в неконтролируемом потреблении пищи, сосредоточенности на еде, калориях, весе). С другой стороны, принцесса искренне находит себя в служении людям и делает действительно много полезных вещей.
В конце 80-х и 90-х годах XX века истерия, связанная с заболеванием ВИЧ, достигла апогея. Всему виной журналисты, которые раздули проблему. Чего стоит их слоган «СПИД – чума XX века». ВИЧ-инфицированные люди стали объектом дискриминации на работе и в быту. Поэтому публичные посещения хосписов, где Диана здоровалась за руку с умирающими от СПИДа людьми, очень помогли разрушить стигматизацию.
А венец всему – борьба Дианы против использования противопехотных мин. Она бесстрашно ездила в страны, в которых мирные жители гибли на оставшихся после войны минных полях, агитировала против использования мин, а также на ее деньги был поставлен памятник жертвам противопехотных мин – стул с поломанной ножкой. Монумент стоит у европейского офиса ООН в Женеве.
Виктория Балашова.
Диана Спенсер. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 240 с. (Жизнь замечательных людей). |
Оттавский договор был подписан уже после смерти принцессы, однако можно с уверенностью сказать, что деятельность Дианы повлияла на все процессы, связанные с запретом мин.
Но при всем этом в личной жизни Диана выглядит капризным неумным ребенком, который не умеет прощать и не считается с интересами своего мужа. Отсутствие воспитания, психические отклонения, глупые метания – все это приводит Диану к одиночеству, несчастью, смерти.
Принц в книге Балашовой тоже неоднозначен. С одной стороны, он интеллектуал. Он увлечен трудами Юнга и Лоренса ван дер Поста. Он влюблен в принцессу. Это с одной стороны. С другой стороны – запись, которую обнародовали журналисты. Чарльз говорил по телефону со своей любовницей Камилой, сейчас это его вторая жена. Так вот, запись эта – пошлая. Просто совсем-совсем земная… По телефону Чарльз много непристойно шутит и, кроме всего прочего, изъявляет желание стать гигиеническим тампоном, чтобы Камила им могла пользоваться, а лучше – целой пачкой тампонов, чтобы она могла им пользоваться долго. Этот разговор, а особенно пассаж о тампонах долго муссировался в прессе, и, конечно, авторитета принцу и королевскому дому этот скандал не прибавил.
А что же Диана? Что в финале? Авария в Париже – это несчастный случай или убийство? Самоубийство длиною в жизнь, считает Виктория Балашова. Затяжной суицид принцессы Дианы – наглядный пример того, что человек непригоден для счастья, но лишь для поиска истины и себя самого.
Книгу стоит прочесть как скептикам, так и поклонникам принцессы. Только без истерик! А то обожатели Дианы уже обещали Викторию Балашову облить зеленкой. Сделать они это хотели на первой презентации книги в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки. Однако слово свое не сдержали. И слава богу!