Позавчера в шестом часу я вышел из себя...Рисунок Виктора Гоппе
В конце декабря произошло сразу два события: во-первых, издателю и художнику (а порой и скульптору) книги Виктору Гоппе исполнилось 54 года (дата не круглая, но достойная), во-вторых, вскорости после этого прошла презентация трех новых книг его производства. Можно было бы назвать это мини-серией, вошли в нее различные весьма нетрадиционные комиксы. Комикс на совместное сочинение Игоря Яркевича и Евгения Попова «Мы женимся на Лейле Соколовой», комикс по мотивам извлечения из совместного сочинения Евгения Лесина и Ольги Лукас «По кабакам и мирам», получивший название «Встреча», и, кажется, единственный здесь поэтический комикс на стихи Андрея Чемоданова «Чемоданное настроение» (да, почему-то автор текста в данном случае один). К этому мини-циклу примыкает книжечка с текстами Аделя Хаирова. Впрочем, обо всем по порядку. Книга Яркевича и Попова – набор реплик, вложенных в уста Ленина, Крупской и примкнувших к ним деятелей революции. Юмор, отдающий несколько временами Курехина и его теорией «Ленин – гриб». Скажем так, сейчас такие шутки уже не смешны, Ленин как-то стушевался за официально превозносимыми имперскими фигурами – не актуален на фоне модного православия, самодержавия и народности. С другой стороны, сама эстетика Яркевича (а сочинение получилось скорее в стиле Яркевича, чем Попова), она оттуда, она именно из того хаотичного времени. Из времени, когда телевизионное вещание еще не было заселено рептилоидами с планеты Нибиру, экстрасенсами и прочими «духовидцами на материальной основе», когда неискушенный зритель действительно мог на секунду поверить, что Ленин таки гриб. Времени хаоса и абсурда.
То есть нельзя сказать, что сейчас абсурда стало меньше, но он как-то упорядочился, и у этого абсурда обрелась некая простенькая, но предсказуемая логика. Стало меньше неожиданного, а то неожиданное, что все же происходит, в общем, предсказуемое и скучно неожиданное. Не знаю, хотел ли Гоппе оживить воспоминания о том времени, но напомнить получилось. Довольно ностальгически выглядит и «Встреча» Лесина–Лукас. «По кабакам и мирам» и целокупно выдержана в стилистике Венедикта Ерофеева, а для «Встречи» был отобран (разумеется, в числе прочих) отрывок о посещении «Детского мира», весьма напоминающий трагическое неполучение хереса Веничкой на Курском вокзале (см. бессмертную поэму «Москва–Петушки»).
Абсурда не стало меньше...
Рисунки Виктора Гоппе |
Хотя творения Венедикта Васильевича, как уже сказано, бессмертны, бессмертны приблизительно в той же степени, что и песни Высоцкого, они, эти творения, парадоксально навсегда остались связаны с советской эпохой (как бы к этой эпохе сам Венедикт Васильевич ни относился). Но не только, еще они связаны с ее окончанием, то есть с тем же рубежом 1980–1990-х, когда соотечественники в массе своей смогли наконец с творениями Ерофеева познакомиться.
Наконец, стихотворение Чемоданова закольцовывает все это ностальгическое чтиво и подводит своеобразный итог: здесь и упоминание посещения мавзолея (гипотетического), и книга Лесина (в чемодане у главного героя). Можно смело сказать, что, когда в конце герой комикса/Чемоданова идет по рельсам со своей кладью, он отправляется пешком в прошлое.
Такая вот межвременная эмиграция.