Гумберт Романский. О проповеди
креста. – СПб.: Алетейя, 2016. – 216 с. |
Трактат – книга вербовщика, или, в научных выражениях публикатора, «самый подробный источник о том, какие аргументы побуждали паству выступать в крестовый поход». Это сочинение ни разу не переводили и не издавали не только в России, но, как сообщает комментатор, и за границей. Комментарии к изданию – диссертационная работа Валентина Портных, ассистента кафедры всеобщей истории гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета. В ходе своих исследований он обнаружил, что текст генерального магистра ордена доминиканцев XII века Гумберта Романского, едва не ставшего папой Римским, имеет две редакции, краткую и пространную. Никому не известную краткую редакцию исследователь нашел первым, и это само по себе – как золотая медаль на Олимпиаде. Рассказать о ней Валентин Портных обещает отдельно, перед нами – редакция пространная.
Подробные комментарии – история поиска рукописей и изданий, исторические характеристики эпохи крестовых походов и рассказ о связанных с ней легендах, видениях рыцарям погибших товарищей – занимают почти треть книги. Гумберт Романский полагал, что способность проповедовать, gratia praedicandi, – божественный дар, однако его получают не все, а нужда в проповедниках велика. Некоторым образом восполняя это упущение, Гумберт составил справочник-цитатник с практическими рекомендациями. «Если потенциальный проповедник интересуется той или иной темой, открыв нужный раздел, он должен получить всю необходимую информацию в одном месте и не перелистывать страницы, собирая ее по кусочкам», – говорит Валентин Портных, комментируя тематические пересечения в трактате.
Воздействие пропаганды
безгранично. Джотто ди Бондоне. Проповедьсвятого Франциска птицам. 1304. Фреска верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи, Италия |
Итак, если автор этих строк – проповедник, а его оппонент отказывается принять участие в походе, отговариваясь, например, слабым здоровьем, автор откроет главу 24 «Против притворной недееспособности…» и начнет убеждать: «Многие… для того, что мирское, оказываются сильными, а для того, что Божие, делаются слабыми, будучи подобны ослу, который силен сзади и слаб спереди. Однако святые мужи, забыв о задней стороне, простираясь к передней… направляют твердость в мирском на твердость в духовном». Далее за общественной поддержкой обращаемся к приложению 27 и восклицаем: «Дражайшие мои, поразмыслите, что во время большой опасности, как, например, когда наступают враги, никто не притворяется недееспособным, никто не пренебрегает даже в бедности своей купить оружие. «Немощный пусть говорит «я силен» (в синодальном переводе – Иоил 3:10), «У кого нет меча, продай одежду свою – даже если другой нет – прибавляет Гумберт, – и купи меч» (Лк 22:30)».
В финале следует общее песнопение. И хоть Гумберт советует призывать бедняков воевать без одежды, что на практике, если понимать призыв в прямом, не метафорическом смысле, затруднительно, сложно представить себе простого человека Средневековья, который устоял бы против столь изощренных, местами – там, например, где речь идет о сплоченности перед лицом захватчиков – истинных аргументов. Трудно также не расслышать в новейших учебниках политических технологий эхо голоса Гумберта Романского, транслируемого нам через столетия дотошным исследователем Валентином Портных.