Маршал Малиновский считал,
что хотеть быть военным – противоестественно. Фото с сайта www.mkrf.ru |
Судя по всему, будущий маршал не думал о военной карьере. Молодой человек работал приказчиком в галантерейном магазине в родной Одессе. Но, когда началась Первая мировая война, он сразу же добровольцем записался в армию. Уже спустя полгода был награжден Знаком отличия Военного ордена («солдатский Георгий»). В дальнейшем служил в составе Русского экспедиционного корпуса во Франции. После окончания войны вернулся в Россию, где, по одной версии, какое-то время служил в армии адмирала Колчака (как и другой будущий советский маршал Леонид Говоров), а по другой – сразу же вступил в Красную армию.
Затем Гражданская война, и, собственно, карьера от простого инструктора пулеметного дела 240-го полка до Маршала Советского Союза, министра обороны. В промежутке между этими датами были учеба в Военной академии имени Фрунзе и участие в гражданской войне в Испании, преподавание в академии и командование 48-м стрелковым корпусом, участие в Великой Отечественной войне и разгроме Квантунской армии…
Блестящая карьера… Так что же помешало признанию его талантов в общественном сознании? Во-первых, война ассоциируется с победами под Москвой, Сталинградом, Курском, взятием Берлина. Малиновский непосредственно участвовал лишь в Сталинградской битве.
А ведь затем стратег освобождал Ростов и Одессу, побеждал в ходе Ясско-Кишиневской наступательной операции (выбившей Румынию из войны), брал Будапешт и Вену, наконец, перешел через горы Большого Хингана и нанес роковой удар по японской армии.
Во-вторых, Родион Яковлевич был скромным человеком. Вот характерная для него сцена, приведенная в книге Соколова. Редакция газеты «Красная звезда» проводила конкурс шахматных задач. Его победителем стал читатель, подписавшийся «Р.Я. Малиновский».
Борис Соколов.
Маршал Малиновский. – М.: Новый хронограф, 2016. – 712 с. |
Главред газеты Николай Макеев позвонил маршалу:
«– Родион Яковлевич, пусть не удивит вас мой вопрос. В решении шахматных задач принимал участие Малиновский Р.Я., так это вы или не вы?
– Я, – ответил маршал и объяснил: – Грешен, люблю шахматные задачи. А времени на них нет. Потому предпочитаю решать конкурсные. Во-первых, приходится давать ответ к определенному сроку. Это сильно дисциплинирует. Во-вторых, если включился в конкурс, то уже неприлично выходить из игры. Это тоже принуждающий фактор. Поэтому и решал до конца.
– Хорошо решали, – сказал Макеев. – Поздравляю вас с первым местом.
– Спасибо, Николай Иванович. Такое приятно слышать. Только не объявляйте в газете, что первое место занял я. Не надо. Согласны?»
Похоже, внешним почестям маршал Малиновский предпочитал напряженную внутреннюю работу, самообразование. До конца жизни читал книги на французском и испанском (не хотел забыть языки). Любил Грибоедова, Есенина, Вольтера, Ларошфуко, Паскаля и особенно Марка Аврелия. Поэтому неудивительно такое его признание дочери Наталье Родионовне: «Хотеть быть военным противоестественно. Нельзя хотеть войны. Человеку естественно хотеть стать ученым, художником, врачом. Они созидают. А ты разрушаешь, даже защищая, и жертвуешь. Отсюда внутренняя тяжесть военной профессии, тяжелой и без того». Поэтому, продолжал маршал, он хотел бы быть не военным, а лесником. Что же, рассуждения вполне в духе Марка Аврелия или Вольтера, с его знаменитой максимой из «Кандида» о том, что «надо возделывать свой сад».
Такой вот маршал-философ. Может быть, поэтому он и запомнился маршалом, призывавшим беречь солдат.