Эндрю Лауни.
Stalin’s Englishman: The Lives of Guy Burgess (Англичанин Сталина: Жизни Гая Берджесса). – Лондон: Hodder & Stoughton, 2015. – 448 с. |
Немногие советские агенты принесли столько пользы нашей стране и совсем немногие столько головной боли, сколько блестящий Гай Берджесс, один из «кембриджской пятерки». В 30-е годы в университете он проникся идеями антифашизма, коммунизма и незаметно залетел в сети советской разведки, растившей молодые души для будущего. Эрудит, превосходный журналист, знаток изящных искусств (консультировал книгу о Ренессансе своего друга Бланта), сотрудник Форин-офиса и английской разведки. Сталин читал в переводе документы кабинета министров, военных ведомств, отчеты Уранового комитета (атомная проблема). Во время войны к этому добавились плоды перехвата англичанами немецких радиотелеграмм. Чего еще нужно великому учителю? Вся подноготная Запада лежала перед глазами… Однако англичанам удалось расшифровать советские коды, под подозрение попал другой «пятерочник», шеф американского отдела Форин-офиса Дональд Макклин, в результате Маклин с Берджессом в 1955 году улепетнули в Страну Советов.
Гай Берджесс известен был в английском истеблишменте, как, мягко говоря, неоднозначная фигура. Душа лучших английских гомосексуалистов (по тем временам занятие наказуемое, сейчас бы возглавил правительство), разнузданный пьяница (с запоями в русском стиле), эксцентрик, иногда хамлюга, но всегда джентльмен с безупречными манерами и при фирменном итонском галстуке.
Эндрю Лауни написал книгу с блеском и изяществом, оторваться невозможно. В Англии Лауни прославился книгами о шпионаже, эту загадочную сферу бытия он изучил досконально, с документами в руках.
Ну, а теперь представьте жизнь несчастного беглого Берджесса в хмурой Москве 50-х. Наверняка первое, что он, свободолюбивый до мозга костей, подумал: как жить тут без пабов и без геев в Кремле? Без виски и забористого табака? Конечно, заботливый КГБ старался угодить своему любимцу: нашли квартирку, какого-то, кажется, слесаря определили в любовники, добывали даже недобываемый шотландский виски. Но чем заменить любовь к свободе? А ведь Гай постоянно искал контакты с иностранцами, сводя с ума наружку (она его и охраняла, и проверяла). Однажды на гастролях Королевского шекспировского театра в Москве он явился за кулисы и представился как русский шпион Гай Берджесс. Об этом уже знала вся Англия. Представьте немую сцену при этом заявлении. Вызвал на ланч тогдашнюю звезду Майкла Редгрейва, стал волочиться за актрисами… Бедный КГБ, что творилось на Лубянке!
Эта великолепная книга Эндрю Лауни бросает больше света на советский шпионаж, чем десятки книг «историков разведки» и изможденных воспоминаниями ветеранов.