А вы знаете, где хранится
четырехметровый контрабас? Иллюстрация из книги |
«Однажды итальянский композитор, автор множества знаменитых опер, в том числе и «Севильского цирюльника», Джоаккино Россини услышал от друга, что кто-то собрал коллекцию орудий пыток.
– А есть в этой коллекции пианино? – поинтересовался Россини.
– Пианино? – удивился приятель. – Конечно, нет.
– Значит, в детстве этот коллекционер не учился музыке…»
Этот короткий эпизод, способный вызвать улыбку и понимание у очень многих людей, прошедших через детскую музыкальную школу, – лишь один блестящий камешек в целом узоре любопытных и интересных историй, занятных сведений, собранных в книге тележурналиста, автора большого числа репортажей, посвященных культурной жизни России, писательницы Нелли Закировой.
К джазу Нелли Закирова обратилась также не случайно. Она является вдовой одного из самых знаменитых отечественных джазменов, первого джазового музыканта, получившего звание народного артиста России, и единственного джазмена, имевшего собственный абонемент в Большом зале Московской консерватории, – Георгия Гараняна. В настоящее время Нелли Закирова – один из руководителей Фонда Георгия Гараняна, во многом благодаря ее фантазии, активности и настойчивости фондом проводятся различные фестивали с участием молодых музыкантов. Например, «Крошка джаз», «Играем джаз с Георгием Гараняном», «Царь Джаз».
Новая книга Нелли Закировой органично вписывается в эту программу популяризации джаза. К счастью, слово «Энциклопедия», вынесенное в название книги, подходит к ней только частично. Чаще всего энциклопедия – это набор сведений, расположенных по алфавиту, написанных скучным, канцелярским языком. Книга Закировой иная. Первый раздел посвящен главным действующим лицам джаза. Тут рассказывается про композиторов и музыкантов, определивших развитие этой музыки. Среди них предшественник джаза, король регтаймов, музыкант, как говорили о нем, «подаривший Америке ее национальную музыку». – Скотт Джоплин; автор знаменитой колыбельной Summertime – Джорж Гершвин; один из первых музыкантов, начавших играть джаз в Советском Союзе, – Александр Цфасман; самый главный романтик джаза Гленн Миллер и многие другие.
Нелли Закирова.
Джаз. Детская энциклопедия. – М.: АСТ, 2016. – 96 с. |
В следующем разделе, «Любимые инструменты джаза», Нелли Закирова пишет об основных музыкальных инструментах, используемых в джазовых коллективах. Это саксофон, барабаны, труба, фортепиано, контрабас и тромбон. Читатель узнает о том, как устроен саксофон, где хранится четырехметровый контрабас и как на нем играли, кто придумал педаль для бочки на ударной установке. И массу других любопытных фактов, связанных с появлением, развитием музыкальных инструментов и их джазовой трансформацией. Вот, например, как непросто, оказывается, складывалась судьба тромбона:
«Тромбон появился в XV веке для того, чтобы дублировать голоса певцов, звук инструмента из духовых был больше всего похож на голос человека. Тромбон научился подражать сопрано, альту, тенору и басу. Когда тромбон стал членом оркестра, высокие и средние звуки были заняты трубами и валторнами. Из всего диапазона на его долю остался лишь мрачный басовый регистр. Так как тромбон изначально использовался в духовной музыке, его звук стал ассоциироваться с мистикой и демонизмом. Композиторы писали для тромбонов партии, сообщавшие об опасности, тревоге и безнадежности. Но все изменилось во времена джаза. Роль и звук этого подвижного инструмента, кулиса которого танцует вместе с музыкой, стала иной. Он зазвучал задорно и радостно».