Исторический атлас
средневековой музыки /Пер. с итал. и ред. С.Н. Лебедева. – М.: Арт-Волхонка, 2016. – 288 с. |
Без вдумчивого изучения средневековой музыки нельзя осмыслить культуру той эпохи, утверждают создатели книги. В числе ее авторов – авторитетные историки, музыковеды из разных стран Европы. «Исторический атлас средневековой музыки» – не просто иллюстрированный сборник научно-популярных статей. Это скорее путеводитель по малоизвестному для российских читателей миру. Хронологический диапазон книги – от II до ХIV века, географический охват – от Англии до Византии, от Испании до Египта. Здесь много карт, схем, таблиц, справочной информации. Немногие слышали средневековые хоралы или гимны, но созданные для их исполнений соборы сохранились, в них и сегодня звучит музыка тех давних времен. Изображения музыкантов и слушателей можно увидеть на книжных миниатюрах, в скульптуре и мозаике. О музыке упоминают писатели и летописцы. Духовная и светская музыка Средневековья стала основой для создания музыкальной культуры Нового времени. Книга позволяет обратиться к истокам современной музыкальной культуры, увидеть, «как все начиналось».
Хотя начиналось все еще в античности. «Знание о музыке у греков было важной составной частью культурного образованного человека… Со II века изображения музыкальных инструментов и мифологических сюжетов с музыкальными мотивами – особенно Орфея, Диониса, Пана и сирен – были в числе излюбленных», говорится в атласе. Античные артефакты сохранили изображения крылатых амуров с духовыми инструментами. Но от тех времен не сохранилось нотных записей. Лишь манускрипты раннего Средневековья дают приблизительное представление о том, что за музыку исполняли древние греки и римляне. Постепенно стала выделяться христианская музыка. Ее записывали, тиражировали, распространяли по всем епархиям и приходам. Церковь заботилась о единообразии исполняемой в храмах музыки, о ее соответствии единому утвержденному канону. Во многом благодаря усердию переписчиков нотаций (нотных листов) мы сегодня знаем мелодии тысячелетней давности. А вот светская музыка, сочинявшаяся тогда для придворного развлечения, не записывалась и поэтому почти не дошла до нас. Век ее был короток, и церковь ее не одобряла. Даже инструментальную музыку долгое время священники недолюбливали, считая ее небогоугодной забавой простонародья. Кроме того, существовали фольклорные импровизированные песни жителей городов и деревень: «Эта музыка жила лишь в устной традиции, и сегодня никто о ней больше не вспоминает».
В книге отражены самые разные аспекты средневековой музыки. Здесь воспроизведены нотные рукописи ХII–ХIII веков, по которым сегодня можно исполнять аутентичные мелодии. Рассказано о специфике средневековой церковной архитектуры, учитывающей акустику. Размер и планировка зданий храмов, композиция интерьера – все было нацелено на «смысловое вовлечение» прихожан в музыкальное действо. Не только звуки, но сама атмосфера собора создавала определенную возвышенную атмосферу. Романскую церковь авторы книги называют «колыбелью григорианского хорала». Архитекторы современных храмов и светских концертных залов используют акустический опыт своих средневековых предшественников.
Музыка в то время была поистине сакральной сферой, о ней писали философы и поэты. Боэций в VI веке трактовал музыку в пифагорейском духе как математическую дисциплину. Авторы атласа напоминают, что первый оригинальный теоретический труд о музыке написал византийский философ и монах Михаил Пселл в ХI веке. Работы «О музыке» и «Толкования псалмов» создал Блаженный Августин. Ученый и музыкант Гвидо Аретинский разработал модель музыкальной педагогики, не потерявшей актуальности и сегодня, спустя почти тысячу лет. «Церковные распевы – эхо духовных песнопений, внушенных ангелами пророкам и святым», – утверждал Дионисий Ареопагит. А ученый Якоб Льежский прямо говорил, что музыка охватывает все сущее.
Важнейший источник для изучения музыкальной иконографии Средневековья – книжная иллюстрация. Что не сохранилось в виде нот, уцелело в образах графических миниатюр. В Утрехтской Псалтири «библейские сцены с танцорами и музыкантами выписаны живо и естественно». (Псалтерий – это струнный инструмент типа небольшой арфы.) В испанском песеннике, включившем сочинения короля и поэта Альфонсо Х Мудрого, каждый раздел предварен роскошной миниатюрой. На одной из них, разумеется, – портрет короля.
В книге можно отыскать даже материал о целительных свойствах средневековой музыки (на примере госпиталей Англии). Чудесные звуки врачевали тело и душу, приводили в восхищение слушателей и заставляли трепетать их сердца. Сегодня редко где можно услышать живое исполнение этих мелодий. Но отличные тексты и иллюстрации атласа, кажется, доносят до нас подлинную музыку Средневековья.