Устами шута иногда глаголет истина. Ян Матейко. Станчик. 1862. Национальный музей в Варшаве.
Российскую судьбу написанного Жоржем Батаем не назовешь безоблачной. Даже задуманное московским научно-издательским центром «Ладомир» собрание основных его произведений выходит с основательной неторопливостью: первый том «Ненависть к поэзии. Порнолатрическая проза» вышел в 1999 году, второй – «Проклятая часть. Сакральная социология» был издан в 2007-м. Перед нами третья книга, в которую вошли написанные Батаем в основном в годы Второй мировой войны работы, касающиеся философии и мистики. Название корпуса текстов «Сумма атеологии» – авторское, в том вошли книги Батая «Внутренний опыт» с дополнениями «Метод медитации», «Постскриптум 1951 года», «Виновный» и «О Ницше».
Лишь во время войны Жорж Батай начал издавать книги, подписанные собственным именем: раньше он издавался мало и под псевдонимом, а роман «Небесная синь» 1935 года оставался незавершенным до 1957-го. После выхода в 1943 году книги «Внутренний опыт» Батая заметил Жан-Поль Сартр и другие признанные критики и философы. Об этом, о свойстве текста Батая, таких, как «саморазрушительность», в обширной статье говорят переводчик работы «О Ницше. Воля к удаче» и комментатор Сергей Зенкин. Некоторые тексты даны в новом переводе, другие отредактированы и заново сверены с оригиналами. Издание вполне удовлетворяет еще прежним, не начавшим размываться академическим требованиям. В приложении даны статьи самого Батая. Например, «Ответ Жан-Полю Сартру». Защита «Внутреннего опыта», в котором он упрямо извлекает подтверждение своих умозаключений из критики и упреков в «незнании»: «Возражения Сартра помогли мне выделить главное. Мне кажется, что тот специфический опыт, который переживают люди и который они называют опытом Бога, искажается, когда мы его именуем. Довольно лишь представить его в виде какого-либо объекта, и уже никакие предосторожности не помогут. Напротив того, если избегать именования, то всякая теология развеивается и остается лишь для памяти; опыт водворяется в безнадежность».
Жорж Батай. Сумма атеологии.
Философия и мистика/ Пер. с фр. Составитель С.Н. Зенкин. – М.: Ладомир, 2016. – 566 с. |
Исчерпывающий справочный аппарат включает не только подробные комментарии, но и резюме исследований, посвященных собранным в «Сумме атеологии» текстам.
Одним из объяснений интереса к работам Жоржа Батая, который проявляют не только исследователи, но и всевозможные образованные тунеядцы, может служить аллюзия неспокойных времен. Европейская социальная мысль первой половины XX века во многих проявлениях была порождена катастрофой Первой мировой войны и предчувствием новой катастрофы, которая ждать себя не заставила. И традиционализм Генона, и европейский суфизм, иные интеллектуальные конструкции, в том числе Батаевы, не могут избежать мистической окраски восприятия. Своей популярностью маргинального оттенка поделился и «Господин Ницше» – так названа первая часть работы Батая, посвященной немецкому философу. Батай пишет: «Принимаю на свой счет эти строки (из «Esse Homo» Ф. Ницше, указывает переводчик): «Я не хочу быть святым, скорее, шутом… Может быть, я и есть шут… И несмотря на это или скорее несмотря на это – ибо до сих пор не было ничего более лживого, чем святые, устами моими глаголет истина».