Ориентализм vs.
ориенталистика. Сост. В.О. Бобровников, С. Дж. Мирию – М.: Садра, 2016. – 440 с. (Islamica & Orientalistica) |
Сборник научных работ посвящен одной из захватывающих проблем современности: имеет ли право на существование наука, посвященная исследованию Востока, или она не более чем родимое пятно ушедшей в прошлое колониальной эпохи? Этот вопрос возник на повестке дня в конце минувшего века, когда в 1978 году американский ученый Эдвард Саид издал свою книгу «Ориентализм».
Саид утверждал, что единственной целью всех востоковедческих исследований было получение сведений, нужных для осуществления колониального захвата и его оправдания. Дискуссии вокруг этой многогранной темы не утихают до сих пор. В статье старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Владимира Бобровникова «Ориентализм – не догма, а руководство к действию?» подчеркивается, что Саид не интересовался русской историей, вследствие чего Российская империя и СССР упоминаются у него только мельком. При этом Бобровников обращает внимание, что «история, этнография и востоковедение Российской империи и Советского Союза представляют немалые возможности как для истолкования, так и для критики концепции Саида, в частности, его утверждения об отличии русского имперского ориентализма от классических европейских образцов. В первую очередь на ум приходят восточные мотивы русского Кавказа».
В статье доктора богословия и преподавателя Илиффской школы теологии Денверского университета Софии Розе Шафи «Воображаемая исламизация и ориенталистский страх мусульманской телесности» описано, как менялся образ мусульман в литературных произведениях. «В период модерна мусульмане изображаются как злодеи в различной литературе, включая германскую Туркику, романтическую поэзию и готическую литературу... Наружность может быть обманчивой, эта идея обыгрывается Шекспиром во многих его произведениях, в которых описываются маскарады, переодевание. Отелло является тем персонажем, который пытается быть в каком-то смысле «белым», но который введен в заблуждение своей природной темнотой, неотъемлемо присущей его телу и душе...»
Доктор исторических наук Анатолий Ремнев в статье «Крест и меч» рассказывает о том, как во время Русско-японской войны официозная публицистика, используя весь арсенал идеологических аргументов, смешивала старые имперско-династические мифы с новейшими философскими и геополитическими идеями. Весной 1904 года начался выпуск брошюр для чтения публичных лекций о странах Дальнего Востока, причем Маньчжурия представала в них возможной русской житницей в Азии.