0
2127
Газета Non-fiction Интернет-версия

28.07.2016 00:01:00

Двойное блаженство

Тэги: восток, колонизация, ориентализм, российская империя, ссср, мусульмане, ислам, шекспир, маньчжурия, азия


160728-7-6-T.jpg
Дмитрий Щедровицкий.
Слушая Нагорную
проповедь.
– М.: Теревинф,
2016. – 72 с.

В исследовании ученого-библеиста и знатока древних языков анализируется один из выдающихся текстов мировой словесности – Нагорная проповедь. Многое из нее буквально на уровне базиса, основы впаяно в нашу культуру, поэтому тщательное, словно заново и впервые, практически построчное и дословное рассмотрение являет собой череду открытий тем более удивительных, что совершаются они на хорошо знакомом, казалось бы, пространстве.

Вот, например, знаменитые «заповеди блаженства», которыми открывается Нагорная проповедь, да, именно те самые, первая из которых гласит: «Блаженны нищие духом…» Как звучали эти слова в первоисточнике, до всех переводов? «Каждая из них начинается по-гречески со слова «макариой» – «блаженны», «счастливы», что является переводом древнееврейского «ашрей». Этим же словом открываются и Псалмы Давидовы: «Блажен (ашрей) муж, который…» (Пс. 1, 1). «Эшер», или «ошер» – по-древнееврейски «блаженство», «счастье». «Ашрей» – буквально «блаженства» (двойственное число): это «двойное счастье», «сугубое блаженство». «Вдвойне», «сугубо блажен» тот, кто… и далее следует перечисление тех душевных качеств и поступков, которые приносят блаженство, делают человека счастливым. Уже само перечисление этих качеств в Нагорной проповеди нас ошеломляет, поражает…»

По мнению автора, задача парадоксальных «заповедей блаженств» с их неожиданным для обыденного существования человека перечнем источников «двойного счастья» призвано именно что поразить слушателя или читателя своим отличием от стереотипного представления о радости и благополучии. У многих это поначалу вызывает не только неприятие, но даже возмущение. Однако тем самым происходит подготовка к восприятию последующих слов. «Одним из главных психологических приемов этой проповеди является перенесение внимания слушателя с абсолютного эгоизма, в котором привычно пребывает большинство людей, – на сочувствие к ближнему…».

Столь же не случайны образы, используемые в притчах. Общепринятое сейчас выражение «соль земли» несет в себе масштабный пласт различного смысла: от напоминания о сугубо бытовом и очень важном значении соли на протяжении многих веков как средства сбережения человеческой пищи от порчи, до аллегорического определения тех, кто призван охранять само человеческое сообщество от нравственного падения, порчи и гибели. Столь же подробно автор анализирует исторические реалии и существовавшие в те времена законы разных земель, обычаи, традиции и чаяния. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
1063
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
855
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
1380
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
1119

Другие новости