Репетиция с Мариной Влади. Иллюстрация из книги
Казалось, о нем уже написано и сказано все. До дней прослежен путь от рождения до такой преждевременной и потрясшей всех смерти. Опубликована, казалось бы, каждая строка, Интернет забит записями концертов и исполнений песен в домах друзей и знакомых. По телевидению временами проходят передачи с сенсационными сообщениями о подробностях его ухода, все, кто только мог, записались в друзья, на экране смакуют и смакуют новые обстоятельства личной жизни Владимира Высоцкого. Вроде бы ничего нового уже написано и сказано быть не может.
И тем не менее. Знаете ли вы, что?..
Что он должен был сниматься в роли Крестовского в фильме «Земля Санникова» и написал для фильма три песни, в том числе «Кони привередливые». Но перед началом съемок о Высоцком прошла передача по «Немецкой волне», и его участие было запрещено. Естественно, вместе с песнями. Или что в фильме режиссера Сергея Тарасова «Петерс» Владимир Семенович должен был играть роль террориста-литератора Бориса Савинкова. Но против кандидатуры «блатного певца» восстал ЦК Компартии Латвии. Что фильм «Стрелы Робин Гуда», куда Высоцкий написал песни, прозвучавшие впоследствии в картине «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», вообще велено было смыть, уничтожить, и уцелела лента лишь благодаря смелости того же Тарасова и его монтажерши. Они просто по частям выносили коробки с пленкой из студии и вывозили в багажнике режиссерской машины. Что фильм «Бегство мистера МакКинли» вначале был выстроен именно под Высоцкого, и его роль бунтаря-певца должна была быть центральной. Однако впоследствии из девяти баллад, написанных им для фильма, осталось полторы, а ряд эпизодов, где Высоцкий пел, были смыты по распоряжению Госкино. Что наша замечательная актриса Ия Саввина вспоминала, что они три дня работали с Владимиром Семеновичем над любовной сценой для картины «Служили два товарища», и, по ее словам, результат был просто потрясающий. Но начальство велело эпизод вырезать. И так далее, и так далее…
Все это теперь можно узнать, взяв в руки книгу одного из самых серьезных исследователей жизни и творчества Высоцкого Марка Цыбульского. Москвич Марк Цыбульский в свое время работал на «Скорой», в 1988-м окончил медицинский институт. Переехав в США, полностью подтвердил свой профессионализм и получил высшую американскую квалификацию психиатра. Для врача из СССР это явление не самое частое.
Владимир Высоцкий был и остается, если вспомнить слова Лермонтова, «одной, но пламенной страстью» врача-исследователя. Он автор шести фундаментальных книг о поэте, в том числе «Жизнь и путешествия Владимира Высоцкого», «Высоцкий в Ленинграде» и «Высоцкий в Одессе». Коллекционер, собравший большую коллекцию фонограмм выступлений артиста, его интервью и воспоминаний тех, кто был рядом с Владимиром Семеновичем, Цыбульский представляет новую большую работу.
Марк Цыбульский.
Владимир Высоцкий и его «кино». – Нижний Новгород: Деком, 2016. – 456 с. |
В интервью с Яковом Гройсманом, предваряющим книгу, автор так говорит о своем замысле: «Широко известны популярные фильмы, где Высоцким сыграны центральные роли, но таких немного. Гораздо больше фильмов, где артист занят в эпизодических ролях, и они почти забыты. И совершенно особняком стоят фильмы, для которых он писал или исполнял свои песни. До сих пор практически никто не анализировал, в чем конкретно заключалось участие Владимира Высоцкого в том или ином фильме. Что происходило на съемочной площадке? Как он работал? Как общался с коллегами? Какие у него были задумки в отношении своих ролей или песен, предложенных в картину, – и что в конечном счете получилось?»
И далее автор разворачивает панораму, где сквозь призму фонограмм выступлений самого поэта на концертах, воспоминаний тех, кто был рядом, цитат из книг и периодических изданий рассказывается о состоявшихся, а часто несостоявшихся работах Владимира Семеновича в кинематографе. Начиная с картины «Сверстницы» 1959 года, где будущий кумир всего СССР произносит одну фразу: «Сундук и корыто» – и до 1980 года, когда Высоцкий загорелся идеей самому поставить фильм о бандитской Одессе 20-х годов «Зеленый фургон».
В конце книги представлены ссылки либо на фонограммы выступлений Высоцкого (где и когда), либо на периодическое издание или книгу, на которую ссылается автор. И одна из основ работы – беседы с участниками съемок и подготовки картин.
И мы узнаем, что, оказывается, для фильма «Вооружен и очень опасен» Владимир Семенович написал песни не только для Людмилы Сенчиной, но и несколько других, которые должны были звучать в его исполнении. Однако они так и не прозвучали. Что именно Высоцкий предложил Говорухину Александра Белявского для роли Фокса в «Место встречи изменить нельзя» и Виктора Павлова на исполнение Левченко, бандита, который спас Шарапова. Что великий Шолохов написал письмо в ЦК, где обвинил создателей картины «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» в надругательстве над отечественной историей, и именно вследствие такого восприятия картины Александр Митта отказался включить в фильм песни своего друга.
«Я не самоубийца», – сказал он.
Что Высоцкий очень переживал, когда название было изменено: первоначально фильм должен был называться «Арап Петра Великого». Что, оказывается, за роль фон Корена в картине «Плохой хороший человек» артист получил приз «За лучшую мужскую роль» в 1974 году на Международном фестивале в Таормине (Италия), но сам Владимир Семенович никому никогда об этом не говорил… Перечислять можно бесконечно.
В книге около сотни различных фотографий, причем некоторые даже для самых рьяных поклонников поэта станут откровением.