Все знают эту картину, все знают этот сюжет, но и в них можно открыть много нового. Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882. Государственный Русский музей, СПб
Определением «проза поэта» давно никого не удивить. Примеров этого направления в литературе много. Но есть еще и эссеистика поэта. Примеров этого тоже немало. Наиболее яркий – небольшие статьи Андрея Вознесенского, которые писались на протяжении многих лет, а потом вошли в книгу «Прожилки прозы». Но это именно эссеистика. Но эссеистика поэта.
Вот и книга Галины Щербовой из этой же категории. Она является продолжением изданной в 2011 году книги «Три желания» и включает в себя статьи и эссе 2011–2014 годов, а также более ранние, не издававшиеся работы.
Поэты и прозаики обычно выражают свой взгляд на мир, общество и культуру опосредованно – через сюжеты, метафоры, образы. Но иногда хочется прямого высказывания. Без обиняков и иносказаний. Чтобы полностью исключить какие-либо разночтения. И эта книга – книга прямого высказывания. Сергей Нещеретов в предисловии к книге очень точно называет эти короткие, но емкие тексты «эсследованиями». Он подчеркивает их «почти эталонные пропорции» и «минимум выпадения за черту темы». Он пишет: «Маленький заповедник колюче-ключевых антиномий, сквозь которые все же уютно шествуется».
Отдельно хочется поговорить о названии книги. Как это «по-поэтски» – превращать лингвистическое понятие в метафору. Это не только ключевые слова нашего мира, прочитанного, словно текст, это и главные, основные слова, тщательно подобранные автором и необычайно дорогие ему. Они предельно точны: «Образы – мыльные пузыри. Факты – камни».
Без сомнения, такими ключевыми являются слова, сказанные Галиной Щербовой в эссе «Душа-Эвридика». «Я – обладатель души и имею свое понимание того, чем обладаю. Мои знания опираются исключительно на личный опыт. Они могут совпасть с мнением других людей, с положениями научных трактатов, а могут им противоречить». Поэтесса делится самым сокровенным – своими снами, в которых она осязала присутствие этой неуловимой субстанции – души. «Вкратце сон такой: я качу прутиком обруч по длинной дороге, пролегающей в пустынном туманном пространстве. Дорога то поднимается в гору, то опускается вниз. Она не связана с пространством, а висит в нем подобно замершему зигзагу, нарисованному в воздухе лентой гимнастки. Когда обруч скатывается вниз, я испытываю невыразимое восхищение; когда он замедляется в седловине и грозит упасть, я испытываю невыразимое страдание. Восхищение и страдание во сне были столь колоссальными, что причиняли почти физическую боль, их невозможно было вынести». Похожую картину исследовательница сокровенного находит в стихах Арсения Тарковского: «Дитя, беги, не сетуй/ Над Эвредикой бедной/ И палочкой по свету/ Гони свой обруч медный./ Пока хоть в четверть слуха/ В ответ на каждый шаг/ И весело и сухо/ Земля шумит в ушах». «Арсений Тарковский знал то же, что и я», – поражается поэтесса. Таких откровений в книге немало.
Галина Щербова.
Ключевые слова: Статьи, эссе. – М.: Кругъ, 2015. – 240 с. |
Интересны размышления автора о структуре фольклорной сказки. Галина Щербова разгадывает архетипические сюжеты, словно загадки, вникает в их тайный мифологический смысл. Вот строки из эссе «Богатырь на распутье»: «На камне написано то, что очи видят… Очевидное. На камне написана истина. Прописная истина. Итак, три пути. По какому пойдешь, пойдешь в одиночку. Сказка лишает героя свидетелей. Едва путники – сколько бы их ни было, два, три, – подъехали к распутью, они перестают быть единой группой». Да, перед испытанием каждый оказывается в одиночестве. Но при этом «сказка никогда не упрекает своих героев в… слабости». Это автор обращает внимание на то, что путник, выбирающий путь, который «без коня оставит», по сути, предает свое самое близкое существо. Но этого предательства никто не видит.
Еще интереснее анализируется образ Царевны Несмеяны: «Плохое настроение трудноизлечимо, так как лечится исключительно усилиями самого больного, который категорически не хочет лечиться. Никто другой не может излечить Царевну Несмеяну, кроме нее самой». Из нежелания персонажа разобраться в себе автор выходит на понимание сущности тирании. Ведь Несмеяна – царевна, и ее плохое настроение оборачивается проблемами для всех подданных царя…
Он русского фольклора Галина Щербова поднимается до классики: Пушкина, Льва Толстого… Так же вдумчиво и убедительно. Завершается книга статьей из нескольких глав «Шкура неубитого медведя». В ней тончайшему хирургическому исследованию подвергается русский характер и русский менталитет. И, естественно, наглядным пособием служит главный символ России – медведь.
В эссе Галины Щербовой литературоведение, психология и этнография сплетаются в единый комок полидисциплинарного исследования. Но при всей их глубине тексты очень внятно, доходчиво написаны.