Элла Матонина,
Эдуард Говорушко. Великая женщина среди великих мужчин. – М.: У Никитских ворот, 2015. – 480 с. |
Мария Клавдиевна Тенишева – удивительная женщина, которую родное отечество потеряло из виду. Ее деяния были почти забыты, а ее могилу разыскали уже в наши дни благодаря усилиям правнука художника Поленова, потомка одного из ее близких друзей. Почему мы оказались так неблагодарны по отношению к той, которая переустраивала жизнь, не составляя заговоров, не метая бомб, не подстрекая к бунту?
Серов и Нестеров, Рерих и Шаляпин, Врубель, Бенуа, Трубецкой – все эти люди окружали ее, но это был не просто творческий кружок, сложившийся вокруг умной и талантливой женщины. Это был круг единомышленников, объединенных высокими целями и задачами. И в то время, как другие использовали конспирацию для «бомбовых» дел, эти пользовались особыми кодами и шифрами, ключами к которым были гуманизм, красота и созидание.
Наследие Тенишевой велико. В этом году исполнится 105 лет, как высокое научное сообщество России признало «созидательницу» и «собирательницу» княгиню Марию Клавдиевну Тенишеву «гордостью всей России». Так понимался смысл ее деятельности ее современниками. Поэт Ходасевич обобщил: «Деятельность княгини коснулась самых разных областей: от сельского хозяйства до русских спектаклей в Париже!»
На Брянских металлургических заводах она создавала рабочие столовые, магазины, строила жилье и организовывала клубы. Это была не просто эпизодическая благотворительная деятельность. Это было осознание новых капиталистических времен, когда возникали новые отношения между собственниками и наемными рабочими. В промышленной Бежице она открыла Училище для ремесленных учеников, в Петербурге и Смоленске – народные школы и курсы для подготовки учителей. На Смоленщине она построила сельскохозяйственную школу, для чего были приглашены лучшие педагоги, собрана специальная библиотека и создана экспериментальная база. Тенишевская школа отличалась от прочих тем, что готовила к индивидуальному фермерству, основе столыпинской сельскохозяйственной реформы.
Тенишева внесла вклад и в культуру страны. Серьезно занимаясь предметами русской старины, этнографией и археологией, она собрала первую в России декоративно-прикладную коллекцию, которая впоследствии станет основой музея «Русская старина». Широкий размах и значимость экспонатов поставят княгиню Тенишеву в один ряд с крупнейшими коллекционерами той эпохи – Третьяковым, Морозовым, Остроуховым, Семеновым-Тян-Шанским.
И хоть авторы подчеркивают, что помыслы, шаги, все дела, поступки говорят о желании княгини вернуться в Россию, к счастью, она этого не сделала. А потому не была сослана, расстреляна, а умерла в своей постели в 1928 году.